Выходит с 1931 года

Это актуально Работа на результат

Нашему вузу присвоена категория «национальный исследовательский университет». А это означает, что за 2009 – 2018 гг. в университете должна быть сформирована эффективная национальная инновационная система в сфере информационных и оптических технологий. Она призвана повысить конкурентноспособность России в этих областях.

Национальный исследовательский университет (НИУ) – это высшее учебное заведение, которое одинаково эффективно осуществляет образовательную и научную деятельность на основе их взаимной интеграции. Важнейшим отличительным признаком НИУ является способность генерировать знания и обеспечивать эффективное внедрение высоких технологий в экономику, вести широкий спектр фундаментальных и прикладных исследований, реализовывать высокоэффективную систему подготовки магистров и кадров высшей квалификации, иметь развитую систему программ послевузовской переподготовки и повышения квалификации.

В нашем вузе уже сформирован проект программы, направленный на создание и развитие национального исследовательского университета информационных и оптических технологий. Работа всему коллективу вуза предстоит чрезвычайно ответственная и масштабная.

Редакция газеты планирует информировать своих читателей о ходе ее выполнения. В этом номере на вопросы, связанные с «запуском» программы в действие, отвечает директор Дирекции программы проректор Н.Р. Тойвонен.

– Николай Рудольфович, что в первую очередь должно измениться в вузе, на факультетах и кафедрах в связи с присвоением университету категории «национальный исследовательский университет»?
– Ответить на данный вопрос односложно невозможно, поэтому дам развернутый ответ. Основные задачи правительства на сегодняшний момент – повышение уровня и качества жизни населения и пополнение государственнного бюджета за счет роста объемов налогов от реализации товаров и услуг, обладающих высокой добавленной стоимостью. Эти задачи решаются в первую очередь через проведение масштабной модернизации и построение экономики, основанной на знаниях. Последнее возможно исключительно через значительное повышение эффективности деятельности по созданию объектов интеллектуальной собственности и процессов их коммерциализации. Данные задачи и призваны решать вузы и научные институты.

По замыслу правительства национальные исследовательские университеты призваны стать локомотивами российской высшей школы в этих процессах.

Одной из отличительных особенностей заявки нашего вуза на конкурс Минобразования РФ является идея формирования НИУ на принципах предпринимательского университета. Фактически это означает укрепление кадрового состава; повышение эффективности существующих и создание новых подразделений, решающих актуальные задачи современности; совершенствование системы управления вузом; диверсификацию источников финансирования и т. д.

Кстати, одним из основных критериев оценки американских исследовательских университетов является не число образовательных программ и зарубежных контактов, а размер фонда целевого капитала. Основным финансовым источником фундаментальных исследований в США являются сами исследовательские университеты.

Предпринимательство в данном ключе означает не смену деятельности вуза – переход от научно-образовательной деятельности к «выпеканию пирожков», а изменение отношения к делу. Времена «голодного ученого», по счастью, проходят, поэтому важна не презентативность работы, а ее эффективность, причем во всех подразде-лениях: образовательных, научно-исследовательских и инновационно-пред-принимательских; хозяйственных и пр.

Конкретно, что дает университету новая категория – это дополнительное бюджетное финансирование на пять лет; право на формирование и реализацию собственных образовательных программ; частичное снижение нагрузки и, что немаловажно, повышенное внимание российской и мировой общественности, причем как научно-образовательной, так и бизнес-сообщества.

– Как отразится изменение статуса вуза на положении преподавателей (нагрузка, зарплата, …)?
– Если позволите, начну с примера. Заработная плата профессорско-преподавательского состава универси-тетов Оксфорда и Кембриджа (Англия) процентов на 15-20 меньше по сравнению с зарплатой, выплачиваемой ведущим предпринимательским университетом Уорвика (Англия), что является следствием высокой эффективности работы коллектива этого вуза. Категория «национальный исследовательский университет», безусловно, предоставляет возможности для повышения уровня заработной платы коллектива, однако это будет зависеть от эффективности деятельности как вуза в целом, так и каждого его сотрудника.

Понимая ситуацию в мире и России, можно предположить, что и размеры заработной платы, и объемы выполнеямой работы будут во многом зависеть от самих сотрудников. Если есть желание работать более эффективно и получать более высокую заработную плату, то категория «НИУ» предоставит такую возможность.

– Какие новые возможности ожидают студентов вуза в связи с предстоящими изменениями?
– Данная целевая группа, безусловно, выиграет от присвоения вузу категории «НИУ». В первую очередь, это связано с предоставлением им возможности работы на современном научном и лабораторном оборудовании. Для тех, кто выбирает научную карьеру, это позволит сделать большой задел для написания кандидатских диссертационных работ.

В частности, в рамках НИУ будет создан магистерский корпоративный факультет, где студенты, имеющие базовое образование (бакалавриат) по техническим дисциплинам, смогут получать знания для работы в сфере R&D – научного предпринимательства. Обучение на данном факультете будет предполагать практические занятия в межвузовском бизнес-инкубаторе «QD». Опыт запуска подобного рода образовательных программ является уникальным как у нас в стране, так и за рубежом.

В-третьих, надеемся, что категория «НИУ» и наша активная работа со студентами позволят расширить спектр программ обменов и стажировок для студентов вуза, причем как в России, так и за рубежом.

В-четвертых, в вузе будет осуществлена значительная модернизация инновационной инфраструктуры. В частности, совместно с технопарком «Ингрия» планируется создание специализированного бизнес-инкубатора в области информационных технологий. Он будет располагаться на Биржевой линии, д. 14.

Одновременно с компаниями кластера медицинского, экологического приборостроения и биотехнологий в вузе предполагается создание бизнес-инкубатора и технопарка со специализацией в области оптических технологий. Причем компании этого кластера уже высказали заинтересованность в совместной работе по разработке их бизнес-идей.

– Николай Рудольфович, остановитесь, пожалуйста, на задачах, которые предстоит решать коллективу вуза в ближайшее время.
– Планирование работы – всегда очень ответственная фаза любой деятельности. В программе создания и развития НИУ намечены шесть основных ее направлений: развитие научно-исследовательской и инновационно-предпринимательской деятельности; совершенствование инновационной образовательной среды и кадровой работы; развитие международного сотрудничества и совершенствование структуры и системы управления вуза.

В рамках программы созданы шесть национальных исследовательских центров в области информационных и оптических технологий. Надеемся, что они станут ведущими научно-образовательными центрами в своих областях, достойно представляющими Россию за рубежом и успешно конкурирующими с мировыми центрами за рынок образовательных, научно-исследовательских и инновационно-предпринимательских услуг.

Перечисленные задачи предъявляют особые требования к системе управления, причем как на общеуниверситетском уровне, так и на уровне подразделения – факультета, кафедры, центра.

Традиционная позиция вузовских сотрудников – нам кто-то что-то должен, потому что мы … и далее идет перечисление заслуг. Надо понимать, что в настоящий момент в России и мире имеются значительные финансовые ресурсы на развитие фундаментальных и прикладных исследований и даже на их коммерциализацию.

Можно легко прогнозировать их значительный рост в самом ближайшем будущем, поскольку все осознают, что лучше зарабатывать на продаже товаров и услуг, созданных на основе объектов интеллектуальной собственности, чем на продаже природных ресурсов. Я неоднократно слышал замечания представителей фондов и программ: «мало хороших проектов, которые имело бы смысл финансировать».

Мир становится еще более прагматичным, поэтому нужен не процесс, а результат. Мне видится, что наша основная задача в рамках НИУ будет состоять в том, чтобы мы научились работать на результат, будь то в сфере образования, науки или инноваций.

Сошлюсь на упомянутый выше университет Уорвика. Будучи самым «предпринимательским» в Европе, 70 % своего консолидированного бюджета он получает от осуществления образовательной деятельности. Нацелена она на формирование у студентов компетенций, с которыми они легко находят работу или «генерируют» новые виды деятельности в нашем быстроменяющимся мире.

Хочется пожелать всем нам сил в реализации трудной задачи создания НИУ, терпения и пусть маленьких, но ежедневных побед.

e2dec94c