Выходит с 1931 года

События и факты Рамки системы

Каждый человек, живущий в обществе, так или иначе связан с какой-либо системой (даже не с одной). И чаще всего получается так, что «крутящиеся» в ней люди в своих действиях руководствуются необходимостью выполнять её правила.

Среди множества разнообразных систем оценки знаний существует также и балльно-рейтинговая (БаРС), известная на сегодняшний день практически каждому студенту и используемая во многих вузах страны.

Ознакомившись с материалами газеты университета ИТМО на данную тему, решила рассказать, как же обстоят дела в нашем педагогическом университете им. А.И. Герцена.

В РГПУ балльно-рейтинговая система имеет далеко не всеобъемлющее распространение. Так, по одним дисциплинам зачет или допуск к экзамену традиционно зависит от количества написанных контрольных работ или сданных лабораторных. В других же делается упор на оценку знаний по количеству набранных баллов. Никакой системы в распределении предметов по категориям относительно оценивания не наблюдается. Здесь всё сугубо индивидуально и зависит только от преподавателя: его личностных качеств и, безусловно, привычек.

Стоит отметить, что в настоящее время любителей БаРС все-таки значительно меньше. И, наверное, поэтому в РГПУ пока нет единого сервиса, который мог бы содержать в себе все данные об успеваемости студентов по каждой отдельной дисциплине. Но с другой стороны, это не является такой уж большой проблемой: в любом случае, в начале семестра преподаватель дает группе учебный план (чаще всего в электронном виде), в котором четко обозначены конкретные даты занятий и их темы, балльная «стоимость» разных видов заданий и другие необходимые подробности. Также в течение семестра ведется электронный журнал с промежуточными результатами. Его можно просматривать или скачивать из локальной сети аудитории, в которой обычно проходят занятия по данной дисциплине.

Начисление баллов – процесс весьма стандартный. Посетил лекцию, решил контрольную работу, сдал коллоквиум, – получил определенное их количество. Но на некоторых дисциплинах существует приятный бонус в виде дополнительных домашних заданий. Они не являются, по сути, обязательными, но с их помощью можно добрать нужное число баллов и тем самым «упростить себе жизнь» в дальнейшем, если, конечно же, приложить для этого немало усилий.

Благодаря наличию в обучении как балльно-рейтинговой системы, так и классической схемы оценки знаний, наши студенты вполне могут сравнить их, обозначив плюсы и минусы. Вот некоторые мнения «Балльная система слишком категорична: либо набрал баллы – либо нет. То есть в случае вариации, например, от 40 до 50 баллов – «тройка», от 51 до 60 – «четверка» и т. д. Обидно тем, кому не хватило одного балла до хорошей оценки».

«Баллы хороши тем, что можно что-то решить, а что-то нет, главное – набрать нужную сумму. Это даже удобно».

«Мне больше нравится классическая схема, потому что никогда не хватает терпения получать баллы вовремя».

Вполне очевидно, что, как и все в нашем большом мире, БаРС имеет как достоинства, так и недостатки. Хотя если уж говорить честно, то выходит, что всё-таки при наличии действительно «оправданных» неудобств большинство так называемых «минусов» этой системы сводится к человеческому фактору, в частности, к неаккуратности или банальной лени студентов.

e2dec94c