Выходит с 1931 года

Интервью номера Достойному коллективу – успешное  развитие

В связи с началом нового учебного года наш корреспондент традиционно встретился с ректором университета, профессором В.Н. Васильевым.

<a href=В.Н. Васильев, ректор" />

– Владимир Николаевич, от имени читателей нашей газеты поздравляем Вас с началом нового учебного года и просим ответить на несколько вопросов. Какие направления развития должны стать стратегическими для нашего университета на ближайшее десятилетие?
– Если говорить о конкретных технологических направлениях, то это должны быть такие технологии, которые проникают практически во все отрасли экономики и социальной сферы. Для российской высшей школы – это, в первую очередь, стратегические информационные технологии. Наш университет выбран головным исполнителем проекта по подготовке программистов, специалистов и разработчиков программного обеспечения для широкого применения в экономике и социальной сфере.

Вторым направлением развития, на мой взгляд, будут являться фотонные технологии, и в этой области нам предстоит сделать достаточно много. Нужно практически освоить или даже создать новый сегмент рынка и приучить общество к мысли, что фотонные технологии будут определять направления развития науки и техники XXI века.

Для решения этой задачи будет вестись серьезная перестройка учебного процесса. Она направлена на подготовку специалистов широкого профиля, которые смогут использовать и развивать фотонные технологии как в промышленности, так и в медицине, социальной сфере и т. д.

Следующее направление – робототехника. Это беспилотные аппараты различного назначения, робототехнические комплексы, которые будут использоваться в промышленности и медицине, это мехатроника и распознавание образов, как зрительных, так и речи, и пр. В этом направлении, безусловно, наш университет может выступить серьезным законодателем мод и лидером, потому что разработчики подобных систем управления у нас есть.

Так, например, на базе факультета КТУ создано студенческое конструкторское бюро по робототехнике. Выигран министерский конкурс по поддержке данного КБ, закупается современное оборудование.

Еще одной крайне важной технологией являются гуманитарные. Без их развития вообще бессмысленно говорить о технологических инновациях. Мы это чувствуем как преподаватели во время общения с нашими студентами, аспирантами, молодыми преподавателями и научными сотрудниками. За развитие гуманитарных технологий должен отвечать гуманитарный факультет университета и стать лидером создания нашей корпоративной культуры.

– Что Вы можете сказать по поводу качества образования в эпоху всеобщей глобализации?
– Нашему университету придется взаимодействовать и конкурировать с вузами не только внутри Российской Федерации или Санкт-Петербурга, а главное – с международной высшей школой.

В этой ситуации, безусловно, придется кардинально повышать уровень подготовки наших специалистов. Для того чтобы успешно конкурировать на международном рынке, надо его знать и понимать, как развиваются зарубежные коллеги. Для этого необходимо плотно работать с ними в конкретных проектах: организовывать международные конференции, стажировки студентов и сотрудников, создавать совместные студенческие бизнес-команды, научные или научно-инновационные центры и лаборатории. Если такое взаимодействие будет успешным, то в результате мы повысим качество подготовки наших специалистов.

Опыт и задел в международной деятельности у нашего вуза есть. Наш университет участвует в Шестой и Седьмой рамочных программах Европейского Союза с двумя конкретными научными проектами. Один из них называется «Люди лучшего возраста, или третьего возраста». В этом году создана совместная российско-корейская лаборатория по оптическому дизайну, а в декабре в Сеуле мы открываем корейско-российскую лабораторию в области фотоники.

Мы приняли участие в конкурсе взаимодействия национальных исследовательских университетов России и США. Этот совместный российско-американский проект будет финансироваться двумя странами из американо-российского фонда, который образован в рамках взаимодействия комиссий двух президентов. В августе был проведен конкурс на привлечение ведущих ученых, прежде всего иностранных, в высшие учебные заведения Российской Федерации. К нашему университету интерес проявили 12 ученых, из них десять – иностранные. Они изъявили желание в течение трех лет работать в стенах нашего вуза.

Заканчивая международную тему, хочу сказать, что без языковой подготовки наших студентов, аспирантов, молодых преподавателей, научных сотрудников нам не обойтись.

В прошлом году мы ввели уникальный мультимедийный компьютерный класс для изучения иностранного языка в корпусе на ул. Чайковского на восемьдесят посадочных мест и, начиная с сентября, мы должны его полностью задействовать.

Повторяю, международное сотрудничество должно быть одним из приоритетных направлений деятельности университета.

– Изменяются ли в связи с этим профессиональные требования к преподавателям нашего университета?
– Да, конечно. К преподавателям должны предъявляться новые, более высокие требования, способствующие выполнению программы национального исследовательского университета, а главное – позиционированию вуза как одного из ведущих университетов не только нашей страны.

Эти профессиональные требования к ассистентам, доцентам и профессорам утверждены Ученым советом университета в конце прошлого учебного года и связаны с дифференциацией оплаты их труда. Иными словами, заработная плата преподавателя должна учитывать не только его учебную деятельность, но и издательскую активность, работу по подготовке магистров и кандидатов наук, созданию бизнес-команд, написанию монографий и пр. Ученый совет университета утвердил также и структуру «личного кабинета» преподавателя, расположенного на портале университета, куда он должен заносить все свои достижения. Благодаря доступности этой информации каждому преподавателю и сотруднику университета станет понятно, почему зарплата одного из них будет отличаться от зарплаты другого.

– Что, на Ваш взгляд, характерно для корпоративной культуры современного университета?
– Это, безусловно, повышение уровня доверия между всеми субъектами в нашем вузе, я имею в виду, студент – преподаватель, администрация – преподаватель, администрация – студенты; умение и желание работать в команде, трудолюбие. Однако основным показателем нашей гуманитарной корпоративной культуры должен стать внутренний самоконтроль, когда каждый из нас – и преподаватель, и студент – должен, прежде всего, отвечать за себя.

Чтобы ценности нашей корпоративной культуры стали реальными, надо очень серьезно изменить образовательный процесс и внедрить новые его формы.

Прежде всего, процесс обучения должен носить исследовательский, творческий характер. Он должен быть направлен на развитие самостоятельности, включая поощрение за успехи в инновационной деятельности. Студентам необходимо прививать навыки доводить любое дело до конца, пусть даже с отрицательным результатом. Они должны научиться отстаивать свои идеи и свою позицию, даже иногда не соглашаясь с преподавателем. В этом нет ничего страшного, наоборот, я вижу здесь положительный момент, который должен присутствовать в нашем университете.

– Владимир Николаевич, расскажите, пожалуйста, про систему инкубаторов, которая внедряется сейчас в учебный процесс.
– Модели инкубаторов должны стать основным элементом учебного процесса национального исследовательского университета.

В прошлом году мы создали магистерский корпоративный факультет. Его основная задача – дать возможность специалистам технического и естественно-научного профиля получить дополнительные знания в области экономики, управления, менеджмента, маркетинга и пр. Но самое главное, за время учебы студенты должны разработать свой конкретный проект, внедрить его в прак-тику, в том числе через создание малых инновационных предприятий в бизнес-инкубаторе нашего университета.

В этом году мы осуществляли первый набор на магистерский корпоративный факультет, и конкурс составил четыре человека на место. Значит, эта идея заинтересовала активную и творческую часть молодежи.

– Что Вы можете сказать о результатах приема на первый курс университета?
– Число выпускников 11-х классов в этом году по сравнению с 2009 г. сократилось на 10 %. Потери колоссальные. Тем не менее нам удалось, благодаря работе всего коллектива, приемной комиссии и выпускающих кафедр, удержать достаточно высокий конкурс. Он составил почти пять человек на место.

Качественный состав первокурсников очень высокий. Почти 50 % – это победители и призеры олимпиад. Это те ребята, которые уже мотивированы выигрывать и побеждать. Число медалистов, которые поступили в наш университет, составляет порядка 20 %, хотя медали и не дают теперь никаких льгот. И средний балл – это пятерка с минусом.

Постоянно растет число иногородних абитуриентов, а количество петербуржцев падает. Подтверждением высокого престижа нашего вуза по приему является и контрактная форма обучения, на которую принято 610 человек. Это всего на 40 человек меньше, чем в прошлом году.

Крайне важным для нас сейчас является вопрос приема в магистратуру. Если в прошлом году контрольные цифры приема составляли 500 человек, то в этом году ситуация поменялась. Мы приняли 623 человека и почти 90 из них поступили из других высших учебных заведений, в том числе и из республик бывшего Советского Союза.

Все факультеты контрольные цифры приема выполнили, за исключением гуманитарного факультета, что кажется очень странным. Прием на вечернюю форму обучения Академией ЛИМТУ прошел с определенными проблемами. Блестяще справился с набором первокурсников факультет среднего профессионального образования.

– Владимир Николаевич, спасибо за достаточно подробные ответы. Еще раз поздравляем Вас с началом учебного года!
– В дополнение хочу сказать о ситуации, в которой оказался наш спортивно-оздоровительный центр «Ягодное». По его территории прошел тайфун, было повалено около 300 сосен, я уже не говорю о разрушенных домиках. Как только наши студенты, выпускники и сотрудники узнали о произошедшем, они остались в лагере не отдыхать, а работать.

Я уверен, что пока у нас есть такая молодежь, нашему университету – быть лидером высшего образования России! Именно с такими людьми мы не то что следующие 110 лет будем развиваться, а проживем их уверенно и достойно.

e2dec94c