Выходит с 1931 года

Болонский процесс. шаг за шагом Азарт юности. Четыре этюда о ветеранах

З.К. Степанова

Зинаида Степановна, фотокорреспондент

Газета немыслима без фотографий. ЛИТМО повезло: в 1930-е годы в структуре Учебного комбината точной механики и оптики была создана фотолаборатория.

В лаборатории все было уникально. Например, увеличитель фотографий имел два огромных конденсора, а его подвижная часть перемещалась по рельсам вплоть до самого потолка. Это позволяло получать изображения огромных размеров, причем с удивительной резкостью.

Промывка фотографий осуществлялась в огромном баке, изготовленном из бронзы и имевшем привод для его вращения. Идеальная чистота емкости и цетробежная промывка отпечатков обеспечивали стопроцентное вымывание из них реактивов, высочайшее качество и долголетнюю сохранность негативов и позитивов.

В создании фотолаборатории ЛИТМО деятельное участие принимал один из основателей нашего образовательного учреждения, профессор Н.Б. Завадский. Первым заведующим лабораторией был Ю.И. Вигдорчик, проработавший в ней около 20 лет.

В последующие годы в лаборатории работали Г.Д. Подколзин, З.К. Степанова, В.А. Соловьева.

Дольше всех в фотолаборатории трудилась З.К. Степанова: из 60 лет существования лаборатории она появлялась в ней практически ежедневно в течение 45 лет.

Зинаида Константиновна родилась в Томске, к работе в ЛИТМО приступила практически сразу после войны. Окончила Ленинградский институт киноинженеров по специальности «технология кинофотоматериалов».

Основной обязанностью Зинаиды Константиновны в ЛИТМО было обеспечение фотографиями научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, проводившихся в вузе. Созданные нашими исследователями и конструкторами макеты, разработанные в ЛИТМО приборы, результаты экспериментов, прежде чем попасть в отчеты о проведенных НИР и ОКР, отражались в видоискателе фотоаппарата Зинаиды Константиновны.

Но помимо работы на научно-исследовательскую часть, она по поручению руководства вуза фиксировала события, проходившие в нем, делала портреты сотрудников и студентов, подготавливала фотоиллюстрации к публикациям в газете «Кадры приборостроению».

В результате этой титанической деятельности был сформирован огромнейший архив фотоматериалов по истории нашего образовательного учреждения. Следует заметить, что этот архив идеально систематизирован: все сохранившиеся негативы имеют сопроводительные таблички, а каждый пробный отпечаток сопровождается подробной информацией о запечатленной на нем ситуации.

Зинаида Константиновна регулярно появлялась в редакции газеты. Беспокоилась, где и как предполагается разместить ее фотографии. Давала массу весьма интересных советов по улучшению готовившегося номера. В случае необходимости брала в руки свой фотоаппарат, шла за новыми снимками и делала их в максимально сжатые сроки. Хранила у себя дома полную подборку опубликованных газет.

Вполне возможно, что под прямым влиянием Зинаиды Константиновны у одного из сотрудников редакции газеты Сергея Кулле родилось следующее стихотворение:

Фотографируйте для истории!
«Мальчик ест апельсины».
Другой ему помогает.
Фотографируйте для истории.
Автомобиль проезжает по городу.
Фотографируйте!
Злой кудесник превратно толкует
законы морали.
Снимайте! Снимайте!
Снимки сдавайте в архив.
Не сокрушайтесь по поводу несовершенства ваших работ.
Вы делали их в неблагоприятных условиях.
Ваши пленки проявят заново великие мастера.
Потомки помянут вас добрым словом.
Фотографируйте для истории!

Сергей Кулле, поэт

Сергей Леонидович Кулле работал в редакции газеты «Кадры приборостроению» почти пятнадцать лет с начала 1970-х годов. Сергей Кулле закончил 222-ю школу. В ней в те же годы обучались многие известные в настоящее время деятели науки, архитектуры, промышленности, медицины и искусства. Среди них следует отметить филолога-славяниста А. Бондаренко, поэтов Л. Лосева, А. Наймана, Б. Парамонова, И. Фонякова, актера и режиссера М. Казакова. Приблизительно в то же время автор этих строк «бороздил» коридоры бывшей Петришуле.

Высшее образование С. Кулле получил на филологическом факультете Ленинградского государственного университета. В редакции он занимался макетированием газетных полос. Делал это он весьма творчески. Ему было небезразлично, как будет расположен материал и подписи под фотографиями. Особенно он любил разглядывать и комментировать сюжетные фотографии, на которых были запечатлены те или иные места нашей родины и города. Многие из них он посетил лично, о большинстве мог рассказывать бесконечно.

Еще он любил сочинять стихи, хотя практически их не публиковал. Входил в состав неофициальной поэтической группы «УВЕК» (Уфлянд – Виноградов – Еремин – Кулле). Первый сборник стихов С. Кулле, подготовленный В. Уфляндом, вышел в 2001 г. Затем стихотворения были опубликованы в журналах «Литературное обозрение», «Аврора», «Арион», антологиях «Поздние петербуржцы» и «Самиздат века».

В аналитических обзорах поэзия Сергея Кулле оценивается достаточно высоко. В некоторых из них особо отмечается влияние творчества С. Кулле на развитие русского свободного стиха.

К сожалению, он ушел из жизни, прожив всего 48 лет. Обращаясь к современникам и потомкам, Сергей Кулле писал:

Сохраняйте надежду.
Не теряйте присутствия духа.
Заберитесь, чтоб видеть подальше, на башню повыше.
Может быть,
Ураган
Обогнет наш вулканический остров?

Может быть,
Цунами
Остановится
прямо против
нового порта?
Город –
будет спасен?
Мотобот –
не сорвет
с двадцати четырех якорей?
Самолет –
Приземлится
на остроконечной
вершине?
И кто знает, –
коварный, костлявый, когтистый охотник,
может быть,
никогда
не поймает
простодушного
пушного зверька?

<a href=Ю.Л. Михайлов" />

Юрий Михайлов, редактор

Юрий Леонидович Михайлов проработал в редакции газеты «Кадры приборостроению» почти тридцать лет. Сначала был ее литературным сотрудником, затем ответственным секретарем, а период с 1966 по 1989 г. – редактором.

Он родился в Пскове, но учился в 281-й школе Ленинграда. Эта школа знаменита, во-первых, тем, что она работала во время войны и блокады, а во-вторых, тем, что в ней в свое время обучался будущий президент и нынешний Председатель Правительства Российской Федерации В.В. Путин.

Высшее образование Ю.Л. Михайлов получил на отделении журналистики филологического факультета Ленинградского государственного университета.

В 1952 г. за поведение и свободомыслие, не понравившиеся руководству, он был исключен. Впрочем, его жизнь в той ситуации могла измениться и более кардинально. После смерти Сталина его восстановили в числе студентов, и в 1957 г. он окончил ЛГУ по специальности «русский язык и литература».

С 1958 г. Ю.Л. Михайлов работал старшим лаборантом в Ленинградском институте физической культуры им. П.Ф. Лесгафта. Одновременно был нештатным корреспондентом газеты «Вечерний Ленинград», Ленинградского радио, московского журнала «Легкая атлетика».

Его публикации были связаны, как правило, со спортивной тематикой. Он и сам всю жизнь активно занимался спортом. Увлекался бегом на длинные дистанции. Неоднократно участвовал в марафоне Пушкин – Ленинград.

Он был уникальным знатоком русской словесности: я не помню ни одного случая, когда бы у Юрия Леонидовича возникли затруднения в использовании грамматических правил. И всегда его утверждение сопровождалось убедительным доказательством. Он не только блестяще редактировал материалы нашей газеты, но и сам много сочинял. Например, в ЛИТМО даже тогда немногие знали, что он является автором нескольких пьес и что по этим пьесам идут спектакли во многих городах страны.

О его литературном творчестве очень хорошо отзывался И.А. Бродский. Они были друзьями, и Ю.Л. Михайлов, потратив все свои сбережения, побывал у будущего Нобелевского лауреата в США.

А когда в начале 1980-х годов в нашей стране начались радикальные перемены, то он в числе первых бросился защищать демократические преобразования.

И даже выдвинул свою кандидатуру на выборах депутатов городского собрания. Но потерпел фиаско. И не потому, что не смог бы существенно повлиять на ситуацию, а потому, что действовал по правилам, отличным от тех, которых придерживались другие кандидаты.

Когда мы провожали Юрия Леонидовича в последний путь, М.В. Лубо, работавшая в то время заведующей редакционно-издательским отделом ЛИТМО, свое прощальное слово завершила стихами собственного сочинения:

Санкт-Петербург немного опустел,
Немного тише стали улицы и скверы.
Он многого в сей жизни не успел
Для воскрешенья совести и веры.
Он в наше время личностию был.
Быть личностью, увы, всегда непросто.
В борьбу пускался, как игрок, враспыл,
Ребенком был, но очень-очень взрослым.
Свободным быть хотел, но не сумел
С свободою соединиться.
Санкт-Петербург немного опустел:
Пять миллионов минус Единица.

С «лейкой» и блокнотом

Мне повезло, что еще в студенческие годы я познакомился с такими удивительными людьми, как Зинаида Константиновна, Сергей Леонидович и Юрий Леонидович.

Общение с ними в течение долгого промежутка времени сформировало во мне умение выражать свои мысли и письменно, и устно, существенно расширило горизонты моего восприятия пленительного русского языка.

А еще моя общественная работа в редакции газеты «Кадры приборостроению» дала возможность познакомиться с плеядой весьма интересных личностей, оставивших заметный след в моем развитии. Вспоминается В.К. Сементовская. Она была первым человеком, который вовлек меня в деятельность по подготовке материалов для газеты. В то время она работала ответственным секретарем нашей многотиражки. А редактором газеты был Л.Д. Гольдберг, доцент одной из кафедр. Впоследствии Варвара Константиновна достаточно долгий промежуток времени работала на ленинградском телевидении, вела серию передач для детей и юношества.

В.К. Сементовская

После Л.Д. Гольдберга редактором газеты работал доцент кафедры теории оптических приборов В.И. Целищев. Вспоминаю его рассказы об участии в Великой Отечественной войне.

В своем танке он сражался на Западном, Южном, Белорусском и Украинском фронтах. Оборонял Москву, освобождал Донбасс, штурмовал Кенигсберг и закончил войну в Праге. Он горел в боевой машине, был трижды ранен, награжден многими боевыми орденами и медалями.

Там же в редакции газеты я познакомился с другим участником боевых действий – П.Н. Макеевым. Он был командиром батареи, защищал Ленинград, был ранен, в результате этого стал инвалидом. Петр Николаевич долгое время работал начальником научно-исследовательской части вуза.

В рамках общественной деятельности был членом редколлегии газеты.

Еще одним членом редколлегии газеты, запомнившимся мне своей особой доброжелательностью, был Павел Алексеевич Меркуляев. По основной работе он заведовал кафедрой марксизма-ленинизма. Так в то время называлась кафедра, которая вела исторические и философские дисциплины. Наши отношения с Павлом Алексеевичем позволяют мне до сих пор поддерживать контакты с членами его семьи.

Одним из последних профессионалов, возглавлявших редакцию газеты «Кадры приборостроению», был А.Г. Наливайко.

Он окончил факультет журналистики Ленинградского государственного университета.

После нескольких лет работы в ЛИТМО он перешел на работу в спортивную редакцию Ленинградского телевидения. Он и сейчас продолжает комментировать на телевидении спортивные трансляции. Провел десятки репортажей с различных соревнований, в первую очередь, баскетбола, волейбола, фигурного катания. В последнее время он является шеф-редактором футбольной программы на Пятом канале и ведущим программы «Сейчас о спорте».

Последним редактором газеты «Кадры приборостроению» сравнительно небольшой промежуток времени был Ю.Л. Детков. Кандидат педагогических наук, профессор, член Союза писателей Российской Федерации, художник, он в то время заведовал кафедрой физического воспитания и валеологии. Он автор исторических романов «Императрица», «Осадный колокол», «Скипетр самодержца», «Русь. Крещение огнем», а также книги о животных «Сказ о большом лесе».

М.И. Потеев

К сожалению, в середине 1990-х годов издание газеты «Кадры приборостроению» было приостановлено. Малотиражная газета нашего вуза продолжила рассказ о его деятельности уже в новом тысячелетии, причем под новым названием: сначала «Технический университет ИТМО», а затем «Университет ИТМО», но это уже другая история.

Вспоминая всех тех, с кем мне посчастливилось сотрудничать в редколлегии газеты нашего университета, хочу в качестве обобщающей их характеристики назвать азарт, который нас всех объединял. Азарт в самом лучшем смысле этого слова. Азарт юности.

И неслучайно один из наших лучших отечественных журналистов, главный редактор «Юности», выдающийся поэт современности Андрей Дементьев использовал слово «азарт» в качестве одного из ключевых слов своей поэзии:

Мы – скаковые лошади азарта,
На нас еще немало ставят карт.
И, может быть,
Мы тяжко рухнем завтра,
Но это завтра
... А сейчас азарт.

e2dec94c