Выходит с 1931 года

События и факты Тенденции и пути развития оптического образования

В конце октября на базе университета в рамках международного оптического конгресса «Оптика-XXI век» прошла научно-методическая конференция «Оптика и образование» и было проведено приуроченное к ней пленарное заседание Совета УМО вузов России по образованию в области приборостроения и оптотехники.

В работе конференции и заседании Совета УМО участвовало свыше 80 человек из 16 городов Российской Федерации, представлявших более 30 вузов страны.

На конференции «Оптика и образование-2006» рассматривались вопросы, касающиеся основных тенденций и путей развития высшего профессионального образования в России.

Политика России в области высшего образования выстраивается в рамках Болонского процесса. Она охватывает вопросы общественно-профессиональной аккредитации образовательных программ и сертификации выпускников вузов, создания действующей системы рейтинга образовательных программ. В качестве основополагающего элемента образовательного процесса предлагается рассматривать образовательную программу.

Большое внимание академическое сообщество совместно с работодателями уделяет совершенствованию структуры высшего образования – разработке нового государственного образовательного стандарта, строящегося в компетентностном формате; все больший статус начинают получать результаты образования, компетенции/компетентности и компетентностный подход (образование на основе компетенций). В современном образовании акцент переносится с содержания (что преподают) на результат образования.

Странами-участницами Болонского процесса при построении Европейского пространства высшего образования приоритетной признана модель студентоцентрированного обучения.

Для обеспечения прозрачности, сравнимости и признания структур квалификаций и дипломов национальных образовательных систем в Европе предусматривается разработка единой Европейской системы квалификаций (ЕСК). В России вопрос формирования перечня направлений подготовки и квалификаций также чрезвычайно актуален.

Наиболее оживленную дискуссию у участников конференции вызвали вопросы общественно-профессиональной аккредитации образовательных программ и сертификации выпускников вузов, создание действующей системы рейтинга образовательных программ, компетентности и компетентностный подход, проблемы оценивания уровня подготовки выпускников.

С докладами выступили: А. Шехонин, проректор СПбГУ ИТМО; Н. Машников, проректор МИИГАиК; В. Лисицын, профессор ТПУ; В. Тарлыков, профессор СПбГУ ИТМО.

В высшем образовании России при обучении продолжает активно развиваться ориентация на самостоятельную работу студентов, активизацию творческого начала через привлечение студентов к активному участию в олимпиадах, конкурсах и научных исследованиях.

В учебном процессе наблюдается активное внедрение информационных технологий, позволяющих активизировать содержание подготовки, предоставлять новые возможности студентам для творчества, обучения и закрепления навыков и компетенций.

Развитие современных педагогических технологий, ориентированных преимущественно на использование вычислительной техники, позволяет формировать сложную структуру оценки подготовленности обучаемых, включающую помимо традиционной знаниевой компоненты еще и некоторую совокупность психолого-педагогических характеристик.

Все перечисленные проблемы и подходы к их решению нашли отражение в материалах конференции, с которыми можно ознакомиться на сайте http://umo.ifmo.ru/oe.

Результаты обсуждения и дискуссий актуальных проблем оптического образования на конференции способствовали формированию научно-методической основы для работы УМО вузов по совершенствованию подготовки специалистов в области приборостроения и оптотехники.

Пленарное заседание Совета УМО основное внимание акцентировало на реализации «Болонского процесса» в вузах России. Вступительное слово на Пленуме произнес председатель Совета УМО, ректор университета, профессор В. Васильев. Он обозначил основные задачи УМО на текущий момент и выделил наиболее актуальные вопросы для последующего развития.

В соответствии с обозначенной целью на пленарном заседании выступили: В. Козлов, заместитель председателя Совета УМО по политехническому образованию, проректор СПбГПУ «Основные принципы и подходы к формированию нового Перечня направлений подготовки и специальностей ВПО»; И. Аржанова, руководитель отдела развития Национального фонда подготовки кадров и А. Рыбин, проректор, руководитель Департамента Европейской интеграции университета «Реализация “Болонского процесса” в вузах России»; Н. Селезнева, профессор, директор Исследовательского центра проблем качества подготовки специалистов и В. Валетов, профессор, член Совета УМО, председатель УМК по специальности 200107 «Компетентностное образование. Компетенции и их роль при разработке ГОС-3».

По итогам работы в 2005/06 учебном году и основным задачам работы Совета УМО на 2006/07 учебный год выступил А. Шехонин, заместитель председателя Совета УМО, проректор по УМР университета.

В своем докладе он отметил, что основной акцент в работе на следующий учебный год следует сделать на формировании компетентностной модели выпускника и разработке оценочных материалов в рамках проектирования ГОС третьего поколения.

e2dec94c