Выходит с 1931 года

События и факты Обсуждаем концепцию развития музея

Дизайн-проект одного из залов научно-образовательного центра «Музей истории СПбГУИТМО» (автор макета – Екатерина Хорошко, студентка Невского института экспертологии и дизайна, дочь выпускницы 1980 года кафедры квантовой электроники ИФФ ЛИТМО Хорошко Г.М.)

На сегодняшний день в России насчитывается около 700 научных музеев. Однако широкой публике они, оказавшиеся в тени художественных и исторических музеев, известны плохо. В январе этого года под председательством проректора профессора Ю. Л. Колесникова состоялось первое заседание музейной комиссии университета.

В процессе работы члены музейной комиссии посетили помещения научно-образовательного центра “Музей истории СПбГУ ИТМО” (аудитории 201 – 203 в здании по пер. Гривцова, 14), которые пока ещё находятся в состоянии ремонта, познакомились с дизайн-макетом одного из залов, высказали свои предложения и замечания по выработке концепции развития центра.

Одним из наиболее эффективных методов повышения заинтересованности посетителей научных музеев является создание демонстрационных образовательных центров. Это замечательный способ популяризации науки и технических разработок. Здесь можно познакомиться с принципами работы технических устройств и основными физическими законами, узнать о них не из подписей к экспонатам или путеводителей, а самим привести в действие прибор, провести эксперимент.

Кроме того, подобный центр помогает определить, какое соотношение исторических экспонатов и экспонатов-макетов допустимо в научном музее. Подлинные вещи хранят память, ценность их современных повторений в другом. Научные музеи не только воплощают некую идею, но и являются популяризаторами научной и технической деятельности, они должны не только обучать, но и развлекать. Такова реальность XXI столетия.

Одной из основных задач университета является учебно-воспитательная работа со студентами, и немаловажным при этом является создание условий для их активной жизнедеятельности, гражданского самоопределения и самореализации, максимального удовлетворения потребностей в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии. Поэтому НОЦ “Музей истории СПбГУ ИТМО”, прежде всего, нацелен на формирование у студентов активной гражданской позиции и патриотического сознания, правовой и политической культуры. Именно поэтому кроме традиционной экспозиции предметов и документов, отражающих историческое развитие вуза, в стенах центра на базе компьютерного уголка предполагается разместить “виртуальный музей”. Здесь студенты смогут работать над своими рефератами, а преподаватели проводить занятия по курсам “Введение в специальность” и “История науки”.

В планах развития музея его оснащение техническими средствами, дающими возможность посмотреть любой материал, находящийся в музее, как в экспозиции, так и в запасниках, альбомах, в кино-фотодокументах.

Один из инициаторов создания музея университета заведующий кафедрой ТПО профессор М. И. Потеев высказал прекрасную мысль о целесообразности основания хранилища всех исторических экспонатов университета (старинных приборов, фотографий, картин, альбомов и т.д.), которые сегодня “разбросаны” по кафедрам, различным подразделениям и кабинетам. Сотрудники центра могли бы упорядочить их хранение и учет таким образом, что на базе этих предметов появилась бы возможность оперативного создания в музее периодически сменяющих друг друга выставок. Так, первой из них может стать выставка, посвященная юбилею инженерно-физического факультета. Правда, для хранилища и для выставок, возможно, потребуются дополнительные площади.

Г. Н. Дульнев, профессор кафедры КТФиЭМ, ректор ЛИТМО с 1974 по 1986 гг., считает, что центр должен координировать работу всех кафедр университета по созданию уголков истории в своих помещениях.

Представитель факультета вечерне-заочного отделения доцент кафедры электроники Ф. П. Балобей предложил отметить заслуги ученых-преподавателей университета, тем самым подчеркнув “роль личности” в историческом развитии вуза.

Е. В. Шалобаев, доцент, представитель факультета ТМТ, считает, что деятельность вуза определяют не 50 специальностей, а лишь три основные направления: ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, ОПТИКА и МЕХАНИКА, поэтому в музейную экспозицию необходимо включить по 5 – 6 приборов каждого из этих направлений.

Ученые-преподаватели нашего университета наряду с видными учеными страны принимали активное участие во многих судьбоносных проектах ХХ в., таких как Большой телескоп азимутальный (шестиметровый телескоп), космический корабль «Буран», межпланетные станции и во многих других проектах. Эти материалы также должны найти свое достойное место в экспозиции музея. Профессор кафедры ПиКО В. А Зверев высказал замечательную идею по созданию фильмотеки, где всегда можно было бы познакомиться с подобными разработками.

В. Л. Рудин, советник ректора, считает, что экспозицию музея истории вуза надо разрабатывать с учетом возможности привлечения внимания абитуриентов. Кроме того, он призвал всех членов музейной комиссии всегда бережно относиться к истории в целом и взвешенно к её негативным моментам.

И.А. Забелина, доцент кафедры ОМиО, ученый секретарь Оптического общества им. Д.С.Рождественского, порекомендовала при создании экспозиции сосредоточиться на разработках университета ИТМО и пожелала сотрудникам музея удачи в претворении в жизнь столь сложной задачи, как оформление первоначальной экспозиции музея.

Работа над концепцией развития научно-образовательного центра продолжается. Университет живет и развивается, а это значит, что музей постоянно будет пополняться новыми экспонатами, рассказывающими о сегодняшней жизни вуза, его студентах, выпускниках, преподавателях и сотрудниках.

e2dec94c