Выходит с 1931 года

Литературное приложение Вспоминая службу в ВМФ

В очередную годовщину Советской армии и Военно-морского флота, 23 февраля, более 20 лет назад, (тогда я преподавал на военно-морской кафедре ЛИТМО) выпускники вуза, проходившие действительную военную службу, были приглашены на встречу со студентами.

В своих выступлениях они благодарили преподавателей института, в их числе и преподавателей военно-морской кафедры, за полученные фундаментальные и специальные знания, которые обеспечили им возможность успешно служить в кадрах Советской армии и Военно-морского флота СССР.

Служба в Военно-морском флоте непосредственно связана с морем. Море – жестокая и беспощадная стихия. Оно никому не прощает никаких ошибок, допущенных по незнанию, неумению или халатности… Моряк обязан полученные им знания безошибочно применять на практике. А морской практике невозможно научить в учебной аудитории.

По мнению адмирала С. О. Макарова хождение на шлюпке на веслах и под парусом является лучшей школой морской практики. Он утверждал, что молодой моряк, находясь на шлюпке, на границе двух стихий, между морскими волнами и ветром, лучше и быстрее привыкает к морю.

К сожалению, у будущих моряков, студентов вузов и даже курсантов военно-морских учебных заведений, возможности ходить на шлюпке недостаточны и требуют коренного изменения к лучшему.

Занимаются гребно-парусным спортом лишь немногие энтузиасты. 20 лет назад студенты ЛИТМО, во время похода на шестивесельном яле под парусом, по бурным и грозным волнам Ладоги, пели шуточную студенческую песню. В ней был припев:

«Кому это надо, кому это нужно?
Никому не надо, никому не нужно».

Слова этого припева актуальны и сейчас, в них содержится горькая истина.

Россия окружена морями и стремление россиян к морю, особенно молодежи, большое. Это естественно.

Выпускник Военно-механического института космонавт, дважды Герой Советского Союза С. Крикалев на вопрос корреспондента: «Что Вам особенно запомнилось из лет, предшествовавших занятию космосом» ответил: «Хождение под парусом в спортивном лагере Военно-механического института в Лосеве».

Читая роман И. А. Гончарова «Фрегат “Паллада“» я восхищался морской выучкой офицеров и неграмотных матросов в совершенстве владевших практическими навыками морской практики 150 лет назад. Фрегатом командовал капитан-лейтенант И. С. Унковский.

К сожалению, в наше время, капитан-лейтенант старейшего высшего военно-морского учебного заведения «Военно-морского корпуса имени Петра Великого» не справился с управлением шестивесельным ялом под парусом, погубил себя и почти всю команду.

В Санкт-Петербурге, колыбели военно-морского флота России, необходимо создать, с учетом возраста курсантов, базы или клубы гребно-парусных шлюпок военного образца. Отвести для занятий гавани, обеспечить их средствами наблюдения и спасения на воде.

Эти базы нужны и подводникам. На подводных лодках нет шлюпок.

Для обеспечения морской практики круглый год нужны современные парусные корабли, не менее фрегата, чтобы будущие моряки могли совершать на них кругосветные плавания, в любое время года, под Андреевским флагом, под командованием офицеров военно-морского флота, как это могли военные моряки флота России 150 – 200 лет назад.

e2dec94c