Выходит с 1931 года

Расширяем горизонты Власть и наука

 

В Санкт-Петербургском национальном исследовательском Академическом университете РАН 12 февраля состоялась публичная лекция лауреата Нобелевской премии по физике Жореса Алферова. Корреспондент «Мегабайт» Данила ГАВРИШ узнал, какие атомные проекты повлияли на со­временность и как взаимодействуют власть и наука.

 

Академика встречает переполненный зал: слушатели сидят на ступеньках, стоят в проходах. Тема выступления: «Американские и советские атомные проекты и их современная роль. Власть и наука». «Эти проекты сыграли совершенно особую роль не только в науке, но и в общественной жизни, – комментирует тему Жорес Алферов. – Их уникальность состоит в том, что они были направлены на создание и развитие квантовой физики в двадцатом столетии. Их основой было могучее здание могучей физики, созданной в первой половине XIX века».

Создание современного термоядерного оружия в США и СССР, начало гонки ядерных вооружений, испытание плутониевой бомбы – факты и события сменяют друг друга, в то время как лектор раскрывает значение каждого из них и вписывает их в исторический контекст. Анри Беккерель, Пьер и Мария Кюри, Резерфорд, Эйнштейн. 
Алферов рассказывает об основателях ядерной физики, кратко поясняя их исследования и демонстрируя логичность появления Оппенгеймера, Энрико Ферми, Нильса Бора, Отто Фриша, Рудольфа Пайерлса. Отдельно лектор рассматривает деятельность отечественных ученых: Курчатова, Иоффе, Сахарова, Зельдовича, Келдыша, Ландау. 
Жорес Алферов не надиктовывает хорошо известные ему факты, а разговаривает со слушателями, дополняет рассказ новыми подробностями. Ход его рассуждений становится понятен не только ученым мужам, но и школьникам. 
Академик рассматривает и положительные, и отрицательные результаты вмешательства власти в научные исследования. «Атомной бомбы могло бы и не быть», – провоцирует аудиторию лектор. Разработка такого мощного оружия стала стратегической целью для физиков только после того, как в конце 1930-х годов в гитлеровской Германии впервые расщепили ядро урана. США, Великобритания и СССР просто обязаны были опередить немцев. Так началась гонка, результатом которой стало создание ядерного оружия. Однако в то время, когда власть имущие соревновались и строили стратегические планы, ученые СССР и США поддерживали хорошие профессиональные отношения, а затем первыми выступили за разоружение. «Наука всегда интернациональна, – продолжает Жорес Алферов. – Мы хотим работать и вместе решать проблемы человечества!»
Лекция завершается и наступает время вопросов из зала: от стандартных «Над чем сейчас работаете?» до «Развлекаются ли серьезные ученые?». Физиков никогда не покидает чувство юмора, даже в очень серьезных случаях, убежден академик. Например, И.В. Курчатов 
назвал последнюю установку, которую просил построить, «ДОУД 3». Расшифровывалась эта аббревиатура «До третьего удара»! Дело в том, что к тому моменту Курчатов уже пережил два инсульта и предугадывал третий.
«Развитие атомного проекта вывело науку и технологии на новый уровень, – завершает дискуссию Алферов. – Власть должна понимать, когда стоит вмешиваться в исследования, а когда стоит довериться ученым». 
Академик спускается с кафедры и под аплодисменты степенно выходит из лектория. А со слушателями остается калейдоскоп лиц, дат, событий – целая история ядерной физики, перевернувшей жизнь человечества.
e2dec94c