Выходит с 1931 года

Мегабайты науки Борец со льдом

Трехметровые льдины расступаются перед красным носом атомного ледокола. Северный морской путь снова открыт. Правда, пока только в летний сезон. Сделать навигацию постоянной в течение всего года уже в 2017 году сможет новый атомный ледокол «Арктика». За тем, как рождается крупнейший борец со льдом, следил корреспондент газеты «Мегабайт» Андрей НИКОЛАЕВ.

 
 
«Арктика» возвышается над домами вокруг Балтийского завода, но уже в начале мая его будет сложно не заметить на панораме Васильевского острова. Пока титул самого крупного атомного ледокола принадлежит отечественному судну «50 лет Победы». Его мощность 55 МВт, но скоро его потеснит «Арктика», мощность которого будет достигать 60МВт. Конкурентов у России на этом рынке нет, другие страны не привыкли воевать с непроходимыми льдами. Такое лидерство объясняется высокой экономической значимостью Северного морского пути для страны. Также нам необходим доступ на шельф, где сосредоточены стратегически важные полезные ископаемые. 
Еще в 1959 году на воду было спущено первое в мире надводное морское судно с ядерной силовой установкой – атомный ледокол «Ленин». Благодаря использованию мирного атома, судно фактически стало автономным, так как не требовалась регулярная заправка топливом, что затруднительно в условиях Крайнего Севера, в то время как атомная силовая установка работает без «подзарядки» несколько лет. Ледоколы сопровождают грузовые суда на всем протяжении пути. Благодаря своей тяжести, они продавливают, а не режут лед, который под действием винтов расходится, открывая дорогу каравану. 
Сегодня в северных морях работают шесть атомных ледоколов, большинство из которых было построено в советское время. Срок их эксплуатации в жестких условиях крайнего севера составляет 40 лет, поэтому необходимо скорейшее обновление северного морского флота России. Для этого в 2013 году на «Балтийском заводе» был заложен головной атомный ледокол «Арктика» проекта 22220. Назван он в честь предка – первого судна, достигшего Северного полюса в 1977 году. Новая «Арктика» полностью оправдывает легендарное название, так как оборудована по последнему слову техники. «Главная особенность судна – двухосадочная конструкция, с помощью которой можно регулировать осадку ледокола с 10,5 до 8,65 метров. Это позволит использовать его как в арктических водах, так и в устьях полярных рек и на мелководных участках Енисея и Обской губы», – рассказывает руководитель проекта 22220 Сергей Черногубовский. 
Предельная толщина сплошного ровного припайного льда, который «Арктика» сможет преодолеть непрерывным ходом со скоростью 1,5-2 узла (около 3 км/ч – прим. ред.) при полной мощности на глубокой воде составляет 2,8 метров. «Помимо своей основной функции ледокол осуществляет буксировку судов, выполняет спасательные работы, перевозит грузы и пассажиров, следит за экологической обстановкой, а также привлекает любителей туризма», – говорит руководитель пресс-службы Балтийского завода Маргарита Свириз. В автономном плавании без пополнения запасов продовольствия судно может провести около шести месяцев. Его экипаж будет состоять из 75 человек. Для того чтобы их путешествие во льдах стало интереснее, на ледоколе будет оборудован спортзал, бассейн, сауна и конференц-зал. Также на палубе предусмотрена вертолетная площадка. Все эти удобства разместятся в надстройке ледокола, которая будет построена в ближайшее время. 
Пока же на стапеле Балтийского завода в паутине строительных лесов возвышается стальной корпус ледокола. В рабочем процессе задействовано около 1500 человек. Практически все детали отечественные. Совсем скоро судно покрасят и спустят на воду, где его оснас­тят технической начинкой и одной из самых безопасных атомных установок. Затем на ледокол поставят собранную отдельно надстройку. Торжественный спуск «Арктики» на воду запланирован на 26 мая 2016 года – день 160-летия Балтийского завода. К 2020 году на борьбу с арктическими льдами со стапелей Балтийского завода должно выйти три атомных ледокола: «Арктика», «Сибирь» и «Урал». В планах – серийное производство подобных судов и реализация проекта нового рекордсмена – ледокола «Лидер», который справится со льдами, толщиной 4,3 метра.
Чтобы не потеряться во льдах, суда, идущие по Северному морскому пути, окрашивают в яркие цвета – красный или оранжевый. Какими красками среди белоснежной пустыни заиграет атомный ледокол «Арктика», мы узнаем позже. Но уже сегодня можно с уверенностью сказать – старая гвардия ледоколов в скором времени отправится на заслуженный отдых. Достойная смена уже в пути.

e2dec94c