Выходит с 1931 года

К юбилею Кадры решают все

Этот старый, многократно проверенный афоризм, послужил исходной идеей для двух министров СССР: оборонной промышленности – С.А. Зверева и высшего образования – Столетова, по совместному решению которых и была создана базовая кафедра оптического факультета при трижды ордена Ленина оптико-механическом объединении ЛОМО.
С тех пор прошло 30 лет, и мне, как преподавателю кафедры и работнику ЛОМО, хотелось бы изложить несколько мыслей о результатах её работы.
Студенты базовой кафедры остающиеся работать в объединении, как правило, легко адаптируются к работе. Особенно в тех случаях, когда совпадают места выполнения диплома и последующей работы. Общая экономия времени на адаптацию составляет от одного до двух лет.
Студенты, приходящие на базовую кафедру после четырёх лет обучения в университете, к сожалению, показывают слабую подготовку по элементарным техническим знаниям и практическому опыту по физической оптике, конструированию (в пределах курса технической механики и деталей машин) и пониманию возможностей основных технологических процессов.
В последние годы, по существу, разрушены связи между академическими, отраслевыми и другими научными учреждениями и промышленностью. В то же время начинаются строже соблюдаться авторские права на изобретения и новые идеи. Поэтому всё актуальнее становится проблема создания оптических приборов, отличающихся новизной и актуальностью результатов эксплуатации. Опыт разработки показывает, что наибольший успех имеют приборы, в которых используется несколько изобретений или полезных моделей и новых конструкций известных узлов. Поэтому при дипломном и курсовом проектировании новизне технических решений следует уделять большое внимание. Отметим, что и студенты в решении таких задач участвуют с энтузиазмом.
Наибольшие успехи в учебе и последующей работе показывают, как правило, бывшие учащиеся техникумов. И это естественно. Знания, усвоенные в техникуме, служат для последующего расширения и дополнительной проработки при получении высшего образования.
Недостаточна подготовка студентов по чертежно-конструкторской практике. Студенты недостаточно точно и быстро понимают чертежи, содержание технических требований и т.д. Из беседы со студентами выяснилось, что к V курсу они выполняют примерно 80 – 100 единиц чертежей. Опыт же подготовки молодых специалистов показывает, что для свободного владения конструкторской графикой необходимо выпустить 300 – 500 наименований чертежей.
К сожалению, приходится отметить тот факт, что даже о выполненной работе студенты не всегда могут чётко рассказать. Возможно, следует ввести в университете хотя бы семинары по риторике.
e2dec94c