Выходит с 1931 года

События и факты V Всероссийский конгресс в поддержку образования

Есть большое фото

В Думском зале звучит Гимн России

Есть большое фото

Участников Конгресса приветствуют лауреаты Морского межвузовского фестиваля

Есть большое фото

Депутат ЗАКСа В.С. Лопатников награждает
Почетным дипломом Законодательного собрания председателя Совета ректоров вузов Санкт-Петербурга, вице-президента Российского союза ректоров, ректора Санкт-Петербургского университета информационных технологий, механики и оптики В.Н. Васильева

Есть большое фото

На трибуне депутат Госдумы В.Н. Иванова. В президиуме (слева направо) депутат ЗАКСа В.С. Лопатников, председатель Совета ректоров вузов Санкт-Петербурга, вице-президент Российского союза ректоров В.Н. Васильев, вице-губернатор Санкт-Петербурга С.Б. Тарасов


Сегодня российская система образования находится на пороге серьёзных реформ. В образовательном сообществе идёт обсуждение национального проекта “Образование”. Многие положения неумолимо грядущих перемен вызывают острую полемику. Каким будет постсоветская система образования? Конструктивные дискуссии о её будущем, о подготовке кадров, конкурентоспособных в условиях рынка, о главных направлениях воспитательной работы с молодежью нашли отражение в работе состоявшегося 25 сентября V Всероссийского конгресса в поддержку образования.
Инициаторами и организаторами Конгресса выступили Законодательное собрание Санкт-Петербурга, Комитет Государственной Думы РФ по образованию и науке, Федеральное агентство по образованию РФ, Совет ректоров вузов нашего города, Региональное отделение Всероссийской политической партии “Единая Россия”.
Местом проведения конгресса в этом году стал Таврический дворец.
Состав Оргкомитета конгресса свидетельствовал о государственной значимости проводимого мероприятия. В него вошли известные российские политики, лидеры российской образовательной сферы: председатель ЗАКСа В.А. Тюльпанов, руководитель Федерального агентства по образованию Г.А. Балыхин, заместитель председателя Комитета Государственной Думы РФ по образованию и науке, лауреат премии Правительства РФ в области образования В.Н. Иванова, председатель Комитета по науке и высшей школе, лауреат премии Правительства РФ в области образования А.Д. Викторов, председатель Совета ректоров вузов Санкт-Петербурга, вице-президент Российского союза ректоров, ректор Санкт-Петербургского государственного университета информационных технологий, механики и оптики, дважды лауреат премии Президента и лауреат премии Правительства РФ, з. д. н., профессор В.Н. Васильев, представитель Министерства здравоохранения и социального развития РФ в Северо-Западном федеральном округе, ректор СПбГМА им. И.И. Мечникова, лауреат премии Правительства РФ в области образования, академик РАМН, заслуженный деятель науки РФ А.В. Шабров, вице-губернатор Ленинградской области, секретарь Регионального политсовета Ленинградского областного регионального отделения ВПП “Единая Россия” Н.И. Пустотин, первый заместитель секретаря политсовета, руководитель Санкт-Петербургского регионального исполкома ВПП “Единая Россия” К.Н. Серов, председатель Совета ректоров Центрального федерального округа РФ, Москвы и Московской области, ректор МГТУ имени Н.Э. Баумана, лауреат премии Президента РФ, дважды лауреат премии Правительства РФ в области образования, член-корр. РАН, заслуженный деятель науки и техники РФ И.Б. Федоров и др.
В состав Оргкомитета также вошли ректоры ряда ведущих петербургских вузов.
В состав рабочей группы от нашей Академии вошли помощник депутата Государственной Думы РФ, проректор по внеучебной работе СПб ГМА им. И.И. Мечникова Г.М. Пивоварова.
Символично, что вела Конгресс, посвященный образованию, женщина-политик – один из главных идейных вдохновителей и организаторов Конгресса депутат Госдумы В.Н. Иванова. Символично потому, что сегодня у российского образования женское лицо. Большинство занятых в нем – представительницы прекрасного пола. В.Н. Иванова также руководила работой одного из “круглых столов”, состоявшегося в рамках Конгресса и полностью посвященного проблемам образования “О создании регионального отделения общественной организации “Всероссийское педагогическое собрание”.
Сопредседателями в президиуме Конгресса были вице-губернатор Санкт-Петербурга С.Б. Тарасов и председатель Совета ректоров вузов Санкт-Петербурга, вице-президент Российского союза ректоров, ректор Санкт-Петербургского университета информационных технологий, механики и оптики, дважды лауреат премии Президента и лауреат премии Правительства РФ, з. д. н., профессор В.Н. Васильев.
Одной из главных тем Конгресса была подготовка высококвалифицированных кадров, востребованных на современном рынке труда. Похоже, известный лозунг “Кадры решают все” сегодня возрождается к жизни и обретает новое звучание.
Остроту кадровой проблемы подчеркивал, обращаясь к собравшимся в Думском зале Таврического дворца, вице-губернатор С.Б. Тарасов. Конгресс объединил представителей различных образовательных структур – ректоров вузов, директоров и преподавателей школ, врачей и психологов. Это позволило сделать дискуссию интересной и конструктивной. Национальный проект “Образование” поднимает целый пласт проблем: от оплаты труда до формирования штатного расписания, отвечающего духу времени. Но главная его цель, как и цель нашей работы на Конгрессе, поиск путей улучшения качества образования. Конечно, одним повышением зарплаты вопросы качества не решить. Нужны новые пути и подходы, обновление материально-технической базы. В одиночку, без мощной поддержки бизнес-сообщества образовательным структурам материальных проблем не решить. Необходимо привлечение к совершенствованию образовательного процесса промышленных предприятий. Само образование не терпит застоя. Сегодняшний день требует от нас мгновенной реакции в принятии решений.
Об особой актуальности проблемы подготовки кадров говорилось и в приветственном обращении председателя Законодательного собрания Санкт-Петербурга В.А. Тюльпанова к участникам Конгресса, зачитанном депутатом ЗАКСа В.С. Лопатниковым. В этом обращении национальный проект “Образование” был назван одним из важнейших стратегических направлений развития нашего общества. Особое внимание В.А. Тюльпанов уделил проблемам совершенствования профессионального образования. Одним из самых серьезных слабых мест профобразования он назвал отсутствие у него устойчивой связи с рынком труда и подчеркнул, что для преодоления этой ситуации необходимо объединение усилий профобразовательных структур и промышленных предприятий. И сегодня мы имеем немало примеров, когда промышленное предприятие, выбрав определенный вуз или техникум, оплачивает обучение в нём необходимых ему специалистов. Мы осознаём, что решать проблемы образования необходимо на государственном уровне. Но ему нужна и поддержка общественных структур. Поэтому было принято решение о создании регионального отделения “Всероссийское педагогическое собрание”. Спрос на интеллект будет всегда, тем более на интеллект с петербургской маркой качества. А потенциал петербургского образования неисчерпаем”.
Затем В.С. Лопатников вручил Почетный диплом Законодательного собрания председателю Совета ректоров вузов Санкт-Петербурга, вице-президенту Российского союза ректоров В.Н. Васильеву.
В Думском зале Таврического дворца собрались не только лидеры российского образования. Сюда были приглашены те, ради кого и был организован Конгресс – цвет петербургского студенчества: именные стипендиаты, лучшие активисты, спортсмены, лауреаты молодежных творческих конкурсов, бойцы и лидеры стройотрядов из многих петербургских вузов: Санкт-Петербургского государственного университета, Морского технического университета, Санкт-Петербургского государственного университета информационных технологий, механики и оптики, Университета сервиса и экономики, Санкт-Петербургской государственной медицинской академии им. И.И. Мечникова, Петербургского университета путей сообщения и др.
Как сказал, обращаясь к собравшимся С.Б. Тарасов, студенты Петербурга достойны великого города. И лучшим из них в Думском зале Таврического дворца В.Н. Васильев вручил награды. За свои успехи были награждены: экипаж яхты “Келла” из Университета водных коммуникаций, участники благотворительной шефской акции помощи детским домам из нашей Академии, члены отрядов проводников “Смена” и помощников машинистов “Ладога” ПГУПСа, экипаж парусного судна “Миф” Морской академии им. Макарова, участники шлюпочных походов из Морского технического университета. Все награжденные, без сомнения, люди с активной жизненной позицией, не желающие замыкаться на решении личных проблем, открытые ко всему новому и неизведанному. Но такая позиция не приходит сама собой. Ее нужно вырабатывать со школьной скамьи. Поэтому большое внимание на Конгрессе было уделено вопросам воспитания молодого поколения. Одним из главных вопросов молодежной политики назвал вице-губернатор, председатель Совета сторонников партии “Единая Россия” А.И. Вахмистров воспитание у молодых политической грамотности. Это нужно не для того, чтобы молодые в массовом порядке вступали в политические партии. Воспитательная политика должна быть нацелена на воспитание патриотизма. В этом и состоит главная задача Совета сторонников партии “Единая Россия”.
Только патриотически настроенная молодежь сможет, как было сказано в приветственном слове полномочного представителя Президента в Северо-Западном федеральном округе И.И. Клебанова, обеспечить конкурентоспособность страны на мировом рынке. Молодежь – главный стратегический ресурс страны. Поэтому вполне закономерно, что в Конгрессе принимали участие представители не только петербургского образования, но и других городов России.
На обширную географию Конгресса обратила внимание участников Конгресса депутат Госдумы В.Н. Иванова. В Конгрессе приняли участие представители многих регионов России. И это не случайно. Вопросы, которые предстояло обсудить, чрезвычайно актуальны. V Конгресс подчеркнул мощь нашего образования и продемонстрировал многочисленные примеры плодотворного взаимодействия образовательных структур с промышленностью. Сегодня образование уверенно движется по пути реализации одноименного национального проекта.
С первого конгресса в поддержку образования мы активно отстаиваем три принципа:
- участие общественных институтов, гражданского общества в поддержке образования;
- взаимодействие с работодателями;
- воспитание молодежи, профилактика наркомании.
По всем направлениям нами были выдвинуты законодательные инициативы.
Уже в течение года на территории Петергофского района успешно реализуется проект “Наукоград”.
Особое внимание докладчик уделила проблеме профилактики наркомании. Она подчеркнула, что для обуздания этого чудовищного зла необходимо объединение усилий, нужны крупные национальные проекты. Особый акцент в профилактике наркомании необходимо сделать на педагогическую, воспитательную работу. Образовательные учреждения – остов борьбы с наркоманией и остов нашей воспитательной работы. Но как бы ни была велика роль воспитателя и психолога в профилактике наркомании, их усилия могут оказаться тщетными, если на пути распространения этого зла не будет воздвигнут мощный законодательный заслон. В этой связи депутат рассказала о законодательных успехах в противостоянии наркомании. Так, парламентариям “Единой России” удалось добиться отмены Закона о среднеразовой дозе.
В направлении профилактики наркомании большую работу проводит партия “Единая Россия”. Совсем недавно по её инициативе принят во втором чтении Закон о профилактике наркомании.
Сегодня от нас с вами зависит, сможет ли общество преградить путь наркотикам в будущее наших детей.
Давно известно, что все новое в действительности хорошо забытое старое. И, как подчеркнула В.Н. Иванова, новые подходы могут и должны рождаться на основе уже имеющегося опыта. И такие подходы уже есть и действуют. Так, имеется прекрасный опыт поддержки школ муниципальными образованиями. В ряде регионов успешно работают советы по поддержке школ. В Санкт-Петербурге и Тюменской области вводится отраслевая система оплаты труда для работников школ. Все структуры должны объединиться в благородном деле поддержки учителя, преподавателя, воспитателя.
В заключение В.Н. Иванова зачитала собравшимся обращение председателя Государственной Думы РФ Б.В. Грызлова к участникам Конгресса.
В числе выступавших на Конгрессе был и вице-губернатор Ленинградской области, секретарь регионального отделения “Единой России” Ленинградской области Н.И. Пустотин, который рассказал о том, что делается в Ленинградской области для подготовки квалифицированных кадров, востребованных на современном рынке труда. Так, за 2005 – 2006 годы было заключено 240 договоров с предприятиями на подготовку кадров. По мнению Н.И. Пустотина, заключение прямых договоров с предприятиями является основным инструментом взаимодействия образования и бизнес-сообщества. Одна из форм сотрудничества образования и промышленных предприятий и организаций – целевая контрактная подготовка специалистов за счет средств бюджета в вузах и других образовательных учреждениях Санкт-Петербурга и области.
Как подчеркнула председатель Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга О.В. Иванова, сегодня образование призвано готовить молодых людей к жизни в условиях современной динамичной действительности. Мы наблюдаем активный процесс формирования единого образовательного пространства. Происходит переход от образования на всю жизнь к образованию через всю жизнь. В современной стремительно меняющейся жизни как никогда необходимо создание системы непрерывного гибкого образования, открытого для инвестиций. В качестве основополагающих принципов О.В. Иванова предложила следующее:
- перевод школ города на работу в условиях финансово-хозяйственной самостоятельности;
- разработка новой системы повышения квалификации работников образования;
-обучение директоров школ основам менеджмента;
- отказ от единой тарифной сетки и переход к отраслевой системе оплаты труда, основой которой должна стать прозрачность.
В заключение О.В. Иванова отметила, что главными отличительными признаками современного образования должны быть открытость и способность гибко реагировать на запросы общества.
Но никакие самые кардинальные перемены не должны отразиться на качественной стороне образовательного процесса. Ведь советская школа и вуз всегда славились высоким уровнем преподавания. В этой связи невозможно не согласиться с мнением начальника главного управления по персоналу ОАО “Лукойл” А.А. Москаленко о том, что коммерциализация образования привела к увеличению количества вузов, но не к улучшению качества образования. Одним из главных критериев оценки работы вуза, считает А.А. Москаленко, должна стать востребованность выпускаемых им специалистов на рынке труда.
Со своими предложениями о том, как готовить таких специалистов, на Конгрессе выступили руководители и представители администрации вузов и промышленных предприятий: ректор Санкт-Петербургского государственного политехнического университета, заслуженный деятель науки РФ, академик Международной высшей школы и Международной энергетической академии М.П. Федоров, ректор Уральского государственного горного университета, Почетный работник высшего профессионального образования РФ Н.П. Косарев, проректор по учебно-методической работе Московского государственного технического университета им. Н.Э. Баумана, дважды лауреат премии Правительства в области образования С.В. Коршунов, заместитель начальника Октябрьской железной дороги филиала ОАО “Российские железные дороги” по кадрам и социальным вопросам В.А. Одинцов.
Наряду с проблемами подготовки кадров одной из ведущих тем в повестке дня Конгресса, как всегда, стала тема противодействия наркомании. В его рамках был проведён круглый стол “Профилактика асоциальных явлений и профилактика наркомании в молодёжной среде”. Сопредседателями семинара стали генерал-майор, заместитель начальника Управления по Северо-Западному федеральному округу Департамента организационно-региональной деятельности Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков Н.П. Седых и проректор по внеучебной работе Санкт-Петербургской государственной медицинской академии им. И.И. Мечникова Г.М. Пивоварова.
В семинаре приняли участие члены экспертного Совета по профилактике и реабилитации наркозависимости в СЗФО.
Большинство докладчиков семинара в своем видении проблемы делали упор на социально-психологические, воспитательные, духовно-нравственные аспекты. Так, профессор В.В. Шабалина в своем докладе предложила комплексную профилактику, в основе которой должен лежать социальный фактор. В частности, она рассказала о социологических исследованиях среди подростков 14 – 16 лет, проводимых Фондом “Здоровое будущее”. В качестве профилактических мер Шабалина предложила привлечение подростков к общественно-полезной деятельности, просветительскую работу среди родителей, учителей и детей, формирование у подростков психической устойчивости. Она также отметила бессмысленность копирования западных программ по профилактике наркомании, так как упор в них сделан на присущий западному мышлению индивидуализм. “Мы же люди общинные, коллективисты. Поэтому в подростковых коллективах должен быть создан микроклимат, благоприятный для развития взаимопомощи, взаимной поддержки. В каждую западную программу, которую мы берем на вооружение, нужно добавить свою национальную “изюминку”. Необходимо создавать такие клубы по интересам для подростков, в которые они бы сами стремились попасть без какой бы то ни было агитации и давления со стороны взрослого мира.
Проректор по воспитательной работе Сургутского государственного университета Б.У. Серазетдинов рассказал о разработанной в их вузе концепции воспитательной работы с первокурсниками, рассчитанной на адаптационный период. Важнейшая часть этой концепции – профилактика наркомании. В вузе работает штатный врач-нарколог. Медики института делают всё от них зависящее, чтобы как можно раньше выявить студентов, потребляющих наркотики.
Профессор Г.Е. Гун считает, что вместо запугивания детей наркотическими ужасами необходимо дать им здоровую альтернативу. Нужно строить не игровые автоматы, а бассейны, спорткомплексы и, что особенно важно, обеспечить их доступность для детей и подростков из социально незащищенных слоёв общества. С другой стороны, мы должны прививать детям мышление, направленное на сохранение своего здоровья и бережное отношение к здоровью окружающих. В современных условиях как никогда велик спрос на работу психологов. Но, к сожалению, сегодня зачастую штатное расписание формируется как в 1970-х годах, т. е. без ставок психологов. Тогда как именно психолог может и должен играть первостепенную роль в профилактике наркозависимости и других вредных привычек. Нам не следует забывать чрезвычайно актуальное для нас сегодня высказывание всемирно известного российского хирурга Н.И. Пирогова: “Фунт профилактики стоит пуда лечения”.
Помощник депутата Госдумы, проректор по внеучебной работе Санкт-Петербургской государственной медицинской академии им. И.И. Мечникова Г.М. Пивоварова в своем докладе ознакомила участников круглого стола с данными опроса, проведенного среди студентов Санкт-Петербурга весной 2006 г.
Подавляющее большинство опрошенных (88,68%) согласилось с утверждением, что наркомания стала реальной угрозой генофонду, национальной безопасности России.
По мнению 26,61% опрошенных, наиболее эффективной мерой в борьбе с наркоманией является карательная. На втором месте по числу ответов (24,02%) воспитательная мера. Затем следуют просветительская, профилактическая и лечебная. Результаты анкетирования также показали, что большинство опрошенных студентов положительно относятся к опыту вузов страны, которые проводят обязательное медицинское тестирование первокурсников на предрасположенность и потребление наркотиков.
Около половины всех опрошенных выразили согласие стать слушателями спецкурса “Профилактика наркомании среди молодежи”.
Респондентам был также задан вопрос: “Если бы Вам стала известна информация о сокурсниках, торгующих наркотиками, поставили бы Вы об этом в известность деканат?” 42,81% ответили на данный вопрос отрицательно. 41,19 % проявили безразличие к данной ситуации, ответив: “Это не мое дело”, 15,98 % выразили готовность сообщить в деканат об однокурсниках, торгующих наркотиками.
Исходя из полученных данных, можно сделать вывод о том, что большинство студентов понимают реальную опасность проблемы наркомании и необходимость её профилактики. В числе эффективных мер в борьбе с наркоманией студенты назвали: воспитательную, карательную, профилактическую, просветительскую, лечебную. Как показало анкетирование, многие студенты являются сторонниками карательных, а также воспитательных мер в борьбе с наркоманией.
Тем не менее не могут не вызывать тревогу безразличное отношение большинства опрошенных к торговле наркотиками в стенах вуза и нежелание сообщать сведения об однокурсниках, торгующих наркотиками, в деканат.
Г.М. Пивоварова предложила комплекс мер по первичной профилактике наркозависимости среди молодежи, которые вошли в рекомендации Конгресса.
Все выступавшие во время круглого стола стремились найти ответ на вопрос: как противостоять всеразрушающему злу наркомании. Представитель Департамента организационно-региональной деятельности Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков, обращаясь к собравшимся в зале преподавателям и психологам, акцентировала внимание на воспитательном аспекте. Необходимо приложить все усилия, чтобы сформировать в подростковой среде негативное отношение к наркомании и наркоманам, а также к другим вредным привычкам. Ведь зачастую сегодня в этом сообществе бытует мнение: попробовать наркотик – значит быть смелым, закурить сигарету – доказать свою взрослость. И в связи с этим возникает встречный весьма сложный вопрос: как выработать у молодого поколения иммунитет к пропаганде негатива, который несёт в себе часть поп-культуры, разрушительная реклама в СМИ.
Во время прошлогоднего семинара по проблемам профилактики наркозависимости, проведённого в рамках IV конгресса в поддержку образования, заведующая кафедрой практической психологии и социологии Московской государственной академии инноваций Г.Н. Сартан предложила главный акцент в профилактической работе делать на формировании идеологии интеллигентности. Человек неинтеллигентный в своих действиях и оценках опирается на мнения и оценки других. Человек интеллигентный в своих поступках опирается на собственные внутренние оценки, он руководствуется стыдом. А значит, им не будет избран путь слепого подражания губительной “моде”.
e2dec94c