Выходит с 1931 года

Инновации в образовании Сессия, прощай?!

На вопросы редакции газеты об изменениях в организации учебного процесса отвечает Сергей Константинович Стафеев, профессор, член рабочей группы по внедрению модульной системы обучения.

– Сергей Константинович, с первого сентября в нашем университете на первом курсе введена модульная структура учебного процесса. Чем она отличается от традиционной?
В первую очередь меняется график учебного процесса. Происходит переход от двухсеместровой схемы с двумя сессиями и двумя каникулярными периодами к четырех-(пяти-) модульной схеме. При этом по каждому модулю составляется свое расписание с возможностью повышения интенсивности учебных курсов.

Каждый из учебных модулей включает в себя изучение и аттестацию пройденного по дисциплине материала.

– Вы хотите сказать, что уходят в прошлое такие понятия, как «сессия» и «семестр»?
Не совсем так. Сессий в традиционном виде действительно не будет, а вот понятие «семестр» сохраняется. Так, осенний семестр будет состоять из двух учебных модулей, а весенний – из трех. Конкретно по датам получается следующая структура семестров:

  • первый – с 3 сентября по 4 ноября (девять недель);
  • второй – с 5 ноября по 30 декабря (восемь недель);
  • третий – с 21 января по 16 марта (восемь недель);
  • четвертый – с 17 марта по 30 апреля (семь недель);
  • пятый– с 12 мая по 22 июня (шесть недель).

Специально выделяется время для ликвидации академических задолженностей: с 8 по 20 января, с 1 по 11 мая и с 23 июня по 2 июля. Успевающие студенты в это время отдыхают. С 3 июля по 31 августа – каникулы у всех студентов I курса, а еще с 31 декабря по 7 января занятия прерываются на праздники.

– Сергей Константинович, расскажите, пожалуйста, как будут аттестоваться учебные успехи студентов.
Оценка учебных достижений студента в пределах одного модуля по дисциплине формируется путем суммирования результатов его текущих и итоговых аттестаций. Максимальная оценка по модулю – 100 баллов. В дальнейшем она переводится в европейскую буквенную. Например, если по дисциплине набрано

  • менее 45 баллов, то это соответствует оценке F или «неудовлетворительно»;
  • 4554 балла – E «удовлетворительно – посредственно»;
  • 5564 балла – D «удовлетворительно»;
  • 6574 балла – C «хорошо»;
  • 7584 балла – B «хорошо – очень хорошо»;
  • 85100 балла – A «отлично».

Аттестация студентов в процессе освоения материалов по модулю проводится преподавателем, ведущим занятия в следующих формах: тестирование (письменное); контрольные работы; лабораторные работы; индивидуальные задания; работы с электронными УМК. Перед началом семестра студентам сообщаются максимальные суммы баллов, которые они могут получить по той или иной форме учебного процесса.

Итоговая аттестация по модулю может проходить в форме тестирования (в том числе компьютерного), защиты курсового проекта (работы), собеседования (зачета) с письменной фиксацией ответов студентов, экзамена (письменного), зачета (письменного). И каждому виду аттестации соответствует своя сумма баллов, которая идет в общую «копилку» оценки по соответствующему модулю учебного процесса.

– Какие еще важные моменты, сопутствующие переходу университета на модульные технологии реализации учебного процесса, Вы считаете необходимым отметить?
Прежде всего, хочется сказать, что с внедрением модульной системы повышается прозрачность и открытость учебного процесса. Студенты начинают понимать, что от них требуется для получения баллов, преподаватели действуют по правилам, что означает большую объективность оценок.

Модульная система, кроме всего прочего, приводит к регулярности учебного процесса – сессия перестает быть «пиковым» временем по нагрузке, учебная нагрузка равномерно распределяется по месяцам учебного процесса. Студентам это тоже удобнее - кто вовремя все сдал – может идти на каникулы, кто не вовремя – остается без каникул.

Еще одна особенность, привлекательная для студентов: система дает возможность выстроить рейтинг студентов по абсолютно объективным признакам (количество баллов по всем предметам и участие во внеучебной деятельности).

Повышается мобильность студентов – по крайней мере легче становится переход из группы в группу и с факультета на факультет.

Не надо забывать также о том, что модульная система - это наш шаг к принципам Болонского процесса. Напомню, что Болонский процесс направлен на сближение и гармонизацию систем образования стран Европы с целью создания единого европейского пространства высшего образования.

Несмотря на то, что модульная система внедряется в нашем университете впервые, уже сейчас, в середине сентября, отчетливо видны ее положительные стороны. Студенты уже не позволят преподавателю просто так не придти на занятие – ведь в текущей аттестации у всей группы появляются «нули». И преподавателю проще работать с группой или потоком – правила известны, студенты уже сейчас начали лучше посещать занятия, и научить их будет, несомненно, легче

e2dec94c