Выходит с 1931 года

Поздравляем! Нас научили учиться

 Я благодарю судьбу за то, что она позволила мне более 50 лет быть членом чудесного коллектива кафедры вычислительной техники!

 

Как и многие мальчишки конца 1940 гг., я в старших классах занимался переделкой патефона в электропроигрыватель, читал учебник «Радиотехника» для вузов и хотел поступить на радиотехнический факультет в ЛИТМО. Когда я набрал на два балла больше «проходного», но нашел себя не в списках поступивших, а в списке приглашенных на заседание приемной комиссии, то начал лихорадочно соображать, что же могло произойти. Но, когда я увидел доброжелательные лица членов приемной комиссии и услышал, что они предлагают мне («имеющему хорошую подготовку по математике») поступить на специальность «Математические и счетно-решающие приборы и устройства», то, не раздумывая, согласился («взяли!»). Только потом я понял, что комиссия просто обеспечивала «приличный» набор на малопрестижную в то время специальность. Я благодарен им за такой поворот в моей судьбе.

В ноябре 1952 г. студентов младших курсов перевели из основного здания на переулке Гривцова в переданное институту здание на проспекте М. Горького (Кронверкском), и кафедра практически с ними не контактировала. В 1954 г. мы снова оказались около кафедры и меня, вместе с приятелем В. М. Вальковым, встретил пятикурсник В.И. Варшавский – в дальнейшем профессор кафедр вычислительной техники ЛЭТИ и университета Айзу (Япония). Являясь руководителем студенческого научного общества (СНО) кафедры, он предложил нам работать на кафедре. Так я впервые попал на кафедру счетно-решающих приборов и стал учиться наукам и отношению к труду у замечательных педагогов и людей: Н. Г. Кроля, А. А. Смирнова, С. А. Изенбека и Ф. Я. Галкина. Под руководством мастера-золотые руки А. А. Булычева стал работать на разных станках, что очень пригодилось не только для создания макетов для исследования новых счетно-решающих устройств, но и в быту. В СНО кафедры познакомился с очень интересными людьми, с некоторыми из которых с большим удовольствием работаю и сейчас.

 

Преподаватели общеинженерных и специальных дисциплин научили нас задавать себе вопросы «Почему так?», «Возможны ли другие пути?», «А что если?» – и находить на них ответы. Они научили нас работать с книгой, научили умению найти консультанта и правильно сформулировать вопросы к нему. Научили нас учиться самостоятельно и привили вкус к такой деятельности (они дали нам не рыбу, а удочки для её ловли).

Поэтому, например, упомянутый выше В. М. Вальков, прослушавший всего три лекции об ЭВМ, уже в начале 1960 гг. смог возглавить отдел, связанный с разработкой и внедрением первой малогабаритной электронной управляющей машины УМ1-НХ, за что получил Государственную премию СССР (затем он стал директором ВНИИ «Электронстандарт» и профессором военномеханического института). Вот и я, начав свою научную и педагогическую деятельность на кафедре с аналоговой техники («Аналоговое моделирование динамических систем»), смог овладеть цифровой («Введение в микроЭВМ»), а затем базами данных («Основы проектирования реляционных баз данных»), став научным руководителем и одним из основных разработчиков информационно-аналитической системы управления университетом. Я бы мог привести массу подобных примеров, но это лучше сделать в других статьях.

 

Присоединяясь к стремлению студентов и преподавателей оптимизировать учебные планы наших направлений подготовки, я считаю, что главное – это исполнители планов. Именно таких исполнителей готовила и продолжает готовить кафедра ВТ. Советую всем студентам чаще общаться с преподавателями во внеурочное время. Все они с удовольствием ответят вам на любые вопросы и смогут рассказать много интересного как о своем предмете, так и о себе.

e2dec94c