Выходит с 1931 года

Болонский процесс. шаг за шагом Региональное сотрудничество

Департамент Европейской интеграции университета сообщает:

30 ноября 2007 г. ректор нашего университета В. Н. Васильев и глава региона Южный Саво, Финляндия, Матти Вииалайнен подписали договор о создании региональной российско-финляндской структуры для обучения и подготовки молодых предпринимателей в области инноваций и новых технологий.

Договором предусматривается создание образовательной среды для развития предпринимательских навыков, консультационной службы для анализа бизнес-идей и бизнес-планов, внедрения и маркетинга инновационных разработок. Базой для реализации проекта послужат бизнес-инкубатор “Small Business Center”, являющийся частью Хельсинкской Школы экономики и бизнеса и Инновационно-технологический центр университета.


В. Н. Васильев и А.В. Рыбин отвечают на вопросы корреспондента о состоянии работы по
Европейской интеграции университета

Сторонами договора предусмотрено финансирование проекта из фондов European Neighborhood Partnership Instrument (ENPI), а также из других источников.

В целом договор соответствует целям и задачам общего соглашения Санкт-Петербургский коридор”, подписанного Правительством Санкт-Петербурга и региональными советами регионов Южная Карелия, Кюменлааксо и Южный Саво Финляндской Республики в марте 2007 г.

Некоторые распространенные опасения, связанные с вхождением в Болонский процесс, прокомментировал для читателей нашей газеты Андрей Рыбин, директор департамента Европейской интеграции университета.

Может показаться, что вхождение российских вузов в Болонский процесс приведет к дальнейшей “утечке мозгов” за рубеж. На самом деле все как раз наоборот: Болонский процесс создает условия для того, чтобы российские студенты оставались жить и работать в России, а не уезжали из страны.

Наши студенты и раньше стажировались за границей, но курсы, которые они там изучали, начитывались или не зачитывались чаще всего по личному усмотрению преподавателя.

Административных механизмов, которые регулировали бы отсутствие студента в течение семестра или двух, просто не существовало. Студент должен был выбирать между академическим отпуском и отчислением. Последнее было проще “организовать”. Студенты отчислялись и потом чаще всего заканчивали, к сожалению, уже не наш университет, а зарубежный.

Теперь обучение в европейских и российских вузах – участниках Болонского процесса – планируется на основе стандартных европейских методик. В их рамках освоенная учебная программа оценивается в кредитно-зачетных единицах (КЗЕ). В основе КЗЕ лежит учет времени, потраченного “средним” студентом на прохождение того или иного курса. К примеру, учебная программа, выполняемая в течение стандартного по нагрузке семестра, оценивается в 30 КЗЕ.

Отныне наш студент может часть курсов осваивать в родном вузе, а часть – в рамках индивидуального учебного плана, утвержденного до начала стажировки, – за рубежом. При этом все курсы, освоенные в любом другом вузе и оцененные в КЗЕ, принимаются российской Alma-mater на равных основаниях со своими. Студенту нет необходимости отчисляться, и мы не теряем его как российского специалиста.

Благодаря унифицированным кредитно-зачетным единицам, в которых по всей Европе оцениваются все самые различные учебные программы, диплом о высшем образовании российского специалиста становится транспарентным, легко “читаемым”. Опытный сотрудник любого кадрового агентства – и российского и зарубежного – с одного взгляда поймет, чему учили соискателя и в каком объеме. Это не только поможет нашим специалистам легче трудоустраиваться где бы то ни было, но и сделает наше, российское образование, особенно в тех областях, где мы конкурентоспособны, привлекательным для учащейся молодежи разных стран.

В ходе развития Болонского процесса число студентов, выезжающих на учебу или стажировку за рубеж, постоянно возрастает. Стоит ли опасаться того, что наши специалисты все больше будут оставаться за рубежом? Опыт показывает, что не место получения образования имеет в этом деле решающее значение. Значение имеет лишь привлекательность условий труда и его оценка, которые могут предложить работодатели. А сегодня, как никогда, в стране растет число компаний, способных платить нашим выпускникам достойные и по западным меркам зарплаты.

Кроме того, конкуренция на рынке квалифицированного труда в Европе в целом выше, чем в России. Да и должны ли мы бояться того, что благодаря Болонскому процессу много молодых и перспективных людей обогатятся новым опытом работы в зарубежных лабораториях и научных коллективах, расширят свои “горизонты”? Пусть кто-то и найдет себе работу по душе вне России, но это не повод для самоизоляции наших университетов от мировых тенденций в образовании.

Участие в Болонском процессе поможет нам вырастить новое поколение специалистов, исследователей, преподавателей, которые не только смогут поддерживать развитие отечественных технологий на мировом уровне, но и создадут предпосылки для превращения российских университетов в признанных экспортеров образовательных услуг.

e2dec94c