Выходит с 1931 года

Это актуально Кому принадлежат права на курсовик?

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ

В условиях информатизации, когда результаты творческой деятельности все более

становятся предметом многообразного и постоянно расширяющегося рыночного оборота, необходимы тонкие и специализированные инструменты увязывания личных и общественных интересов в этой деликатной сфере.

Вступившая в силу 1 января 2008 г. четвертая часть Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) привела, как заявляют ее разработчики, национальное законодательство Российской Федерации в соответствие с международными обязательствами и гармонизировала его с законодательствами Европейского сообщества.

Исходные базовые положения

Статья 1225 четвертой части ГК РФ приводит термин “интеллектуальная собственность”, объединяющий охраняемые законом результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации, раскрывая содержание этого понятия. Статья 1226 определяет, что на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации признаются интеллектуальные права, которые включают “исключительное право, являющееся имущественным правом”.

Перечень видов интеллектуальной собственности сформулирован в ГК РФ как исчерпывающий. В этом перечне, в числе других объектов которым предоставляется правовая охрана, указаны программы для ЭВМ и базы данных. Программы для ЭВМ, в соответствии с нормой статьи 1259 ГК РФ, отнесены к объектам авторских прав и охраняются как литературные произведения. Отдельное указание в перечне объектов интеллектуальной собственности программ для ЭВМ (их выделение из объектов авторского права) преследует цель учесть своеобразие этого объекта, реализовать возможность при сохранении общего правового регулирования вводить и специальные правила, ориентированные на этот объект. Аналогично и выделение в перечне объектов баз данных также отражает появление особого правового режима прав на содержание баз данных. Так, например, в отношении программ для ЭВМ и баз данных по желанию правообладателя возможна их государственная регистрация. В этом случае все акты перехода исключительного права на эти объекты будут подлежать регистрации в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности.

Автором результата интеллектуальной деятельности признается гражданин, творческим трудом которого создан такой результат. Фундаментальным принципом законодательства, нацеленным на обеспечение защиты прав авторов, является положение о том, что первоначально право на результат интеллектуальной деятельности возникает только у самого автора, а к другим лицам оно может перейти либо по договору (это общий порядок), либо по иным основаниям, которые прямо предусмотрены законом. Правообладатель может по своему усмотрению разрешать или запрещать другим лицам использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации. Согласно норме закона отсутствие запрета не считается согласием (разрешением).

Оборот прав на объекты интеллектуальной собственности, согласно законодательно установленным положениям, осуществляется посредством двух основных видов договоров. Это могут быть договор об отчуждении исключительного права и лицензионный договор. Лицензионный договор (статья 1235) характеризуется тем, что право на использование объекта интеллектуальной собственности предоставляется в ограниченном объеме и на определенный срок. По общему правилу лицензионный договор должен быть заключен в письменной форме. Лицензионный договор должен предусматривать способы использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации, причем право использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации, прямо не указанное в лицензионном договоре, не считается предоставленным лицензиату.

Вступивший в силу законодательный документ усилил ответственность за нарушения авторских прав, в том числе и посредством введения новых ее видов. Четвертая часть ГК РФ расширила применение такой меры ответственности за нарушения исключительных прав, как взыскание с нарушителя суммы компенсации. Теперь компенсация взыскивается, если требование об ее уплате предъявлено правообладателем вместо требования о взыскании убытков. Правообладатель сам выбирает и один из двух предусмотренных законом способов определения размера компенсации (статья 1301 ГК РФ). В одном случае он определяется по усмотрению суда в пределах от 10 тысяч до 5 миллионов рублей, в другом – в двукратном размере стоимости объекта нарушенных прав либо прав на использование этого объекта.

Серьезные изменения произошли и в правилах, определяющих применение такой меры ответственности за нарушения исключительных прав, как конфискация контрафактных экземпляров произведений, фонограмм и используемых для их воспроизведения материалов и оборудования. Новый закон распространил возможность применения конфискации практически на все отношения в сфере интеллектуальной собственности, имеющие своим предметом материальные носители, в которых выражен результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации юридического лица, товара, работ или услуг, если эти материальные носители являются контрафактными. Это могут быть, например, информационный носитель базы данных; продукт и устройство, в которых использовано изобретение; продукт, в котором использовано изобретение или полезная модель; изделие, в котором использован промышленный образец, и прочие материальные объекты.

Служебные произведения

В целом ряде статей четвертой части ГК РФ указаны охраняемые гражданским правом объекты, имеющие служебный характер. Статья 1295 “Служебное произведение” закрепляет исключительное право на служебное произведение за работодателем, “если трудовым или иным договором между работодателем и автором не предусмотрено иное”. Авторские же права на созданное произведение принадлежат работнику. Законом работодателю отведен трехлетний срок, в течение которого он может самостоятельно начать использовать переданное ему служебное произведение, передать исключительное право на него другому лицу или сообщить автору о сохранении произведения в тайне. В противном случае после трехлетнего срока исключительное право перейдет к автору. Однако у работодателя сохранится возможность использовать авторское произведение способами, обусловленными целью служебного задания и в вытекающих из него пределах.

В целях повышения защиты интересов авторов, чьим творческим трудом создан объект интеллектуальной собственности, законодательно введено новое положение, закрепляющее право автора-работника, не являющегося правообладателем, на получение от работодателя вознаграждения за создание и использование объекта авторского права в порядке исполнения служебного задания. Указанное право не зависит от того, будет ли сам работодатель использовать соответствующее служебное произведение или это право перейдет к другому лицу. Автор приобретает право на вознаграждение и в случае, “когда работодатель принял решение о сохранении служебного произведения в тайне и по этой причине не начал использования этого произведения в указанный срок”.

Программы для ЭВМ и базы данных

В отношении программ для ЭВМ и баз данных ГК РФ выделяет ситуации, когда эти объекты созданы по заказу или при выполнении работ по договору.

В случае если программа или база данных были созданы по заказу (статья 1296), то исключительные права на них будут принадлежать заказчику (при условии, если договором между исполнителем и заказчиком не предусмотрено иное). У исполнителя в этом случае будет право использовать в течение всего срока действия исключительного права такую программу или базу данных для собственных нужд. И наоборот, если договор с исполнителем предусмотрит, что исключительное право на программу или базу данных принадлежит исполнителю, то ограниченное право использовать эти объекты для собственных нужд будет принадлежать и заказчику. Однако, например, передать это право другому лицу можно только с согласия обладателя исключительного права на программу или базу данных.

В случае создания программы для ЭВМ или базы данных по договору, не предусматривавшему их создание (статья 1297 ГК РФ), ситуация принципиально не меняется, кроме изменения презумпции на противоположную. Если договором не установлено иное, исключительное право на такие объекты будет принадлежать подрядчику (исполнителю), а заказчик будет иметь право использовать их для собственных нужд, но с дополнительным ограничением – только в целях, для достижения которых был заключен соответствующий договор.

Независимо от того, кому в рассмотренных случаях будут принадлежать права на программу или базу данных, автор, не являющийся обладателем исключительных прав на эти объекты, будет иметь право на вознаграждение. Это вознаграждение подлежит выплате автору работодателем.

ТРАДИЦИИ И НОВАЦИИ

Экономика знаний

Федеральный закон “О высшем и послевузовском профессиональном образовании” определяет в числе основных задач высшего учебного заведения “развитие наук и искусств посредством научных исследований и творческой деятельности научно-педагогических работников и обучающихся, использование полученных результатов в образовательном процессе и формирование у обучающихся гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современной цивилизации и демократии” (Статья 8).

Сегодня часто используется термин “экономика знаний”. Содержательно это подразумевает возможность продажи своих знаний, своей интеллектуальной собственности. В главе IV “Экономика системы образования” Закона РФ “Об образовании” (статья 19.7) определено, что “образовательному учреждению принадлежит право собственности на продукты интеллектуального и творческого труда, являющиеся результатом его деятельности”. На практике “экономику знаний” чаще всего реализуют путем платных образовательных услуг.

В рамках учебного плана студенты выполняют курсовые и дипломные работы, а также участвуют в создании иных произведений (творческих проектов). Курсовая работа, реферат, дипломный проект, представляющие собой труд студента по изучению конкретной области знаний, являются объектами интеллектуальной собственности (если конечно, это авторская работа, а не плагиат). Право авторства на эти произведения (право на имя) принадлежат автору – студенту. Они неотчуждаемы и непередаваемы. Однако в свете вышеупомянутых норм четвертой части ГК РФ и определенных ФЗ “О высшем и послевузовском профессиональном образовании” основных задачах высшего учебного заведения актуален вопрос о распоряжении исключительным правом, т. е. о возможности использования такого объекта интеллектуальной собственности.

Ряд авторов справедливо отмечают бытующие в современной системе образования недостатки в отношении сохранности и использования, создаваемых в учебном процессе обучающимися, объектов интеллектуальной собственности и вместе с этим сложившуюся “традиционно” практику, которая полностью на стороне учебных заведений. Эти же авторы подчеркивают, что нельзя исключать ситуацию, что данная практика может быть оспорена в суде и изменена в пользу законом установленных норм.

“Нетрудовые отношения и неслужебные произведения”

В ведущих вузах-лидерах образования (это, прежде всего, относится к вузам, готовящим специалистов по IT-технологиям) высок уровень научно-исследовательских работ. Многие работы студентов отличаются оригинальностью и новизной в своей области, их авторы неоднократно отмечались дипломами различных олимпиад, конкурсов и грантов. При этом в рамках курсовых и дипломных работ разрабатываются программные продукты, создаются практически применимые полезные решения.

Как следует из законом определенных норм, первоначально право на такой результат интеллектуальной деятельности возникает только у самого автора, а к другим лицам оно может перейти только по договору. Вместе с тем авторские учебные работы (курсовые, дипломные) студенты выполняют во исполнение своих обязанностей, подчиняясь требованиям учебного плана и образовательных стандартов, внутреннему распорядку учебного заведения. Сами темы выпускных квалификационных (дипломных) работ, например, утверждаются приказом ректора вуза. Требования к итоговой аттестации (уровню и качеству работ) определяются государственными образовательными стандартами. Логично было бы изначально предположить, что такие работы являются служебными произведениями. Однако подобная трактовка вызывает определенные возражения.

Понятие “служебное произведение” и принадлежность исключительного права на такое произведение работодателю ГК РФ связывает с трудовыми отношениями между автором и работодателем (с “трудовым или иным договором”). Как разъясняет “Большая юридическая энциклопедия”, служебные обязанности авторов могут возникать только в рамках трудового договора, если авторов и работодателя связывают трудовые отношения, регулируемые Трудовым кодексом Российской Федерации (ТК РФ). В то же время в силу норм действующего законодательства спорен вопрос, в какой части отношения между студентом и учебным заведением подпадают под действие ТК РФ. (Трудовой кодекс в действующей редакции впервые включил новеллу – главу 32 “Ученический договор”, однако отнес таковой к гражданско-правовым договорам.) Некоторые авторы, ссылаясь на отсутствие трудового договора у студента с вузом, прямо утверждают, что учебные студенческие работы не являются служебными произведениями.

Судебные тяжбы

В последнее время в свете усиления борьбы с контрафактом и плагиатом в сфере науки и образования (в Интернете, например, создана и начала работу система “Антиплагиат”) на общем фоне роста числа судебных дел по защите интеллектуальной собственности появились дошедшие до суда ситуации споров бывших студентов и преподавателей по поводу использования авторских прав (Независимая газета. 07.09.2007). В ряде случаев претензии со стороны студентов художественных учебных заведений по поводу экспонирования на выставках их картин оказались правомерными. Так имел место прецедент, когда студентка, подавшая заявление в суд, выиграла дело и получила компенсацию за использование (дарение) ее авторской работы – художественного панно – без ее согласия.

Заметим, однако, что наибольший резонанс в прессе и на Интернет-форумах создается вокруг “выяснения отношений” в среде представителей современных бизнес-школ. Очевидно, что расширение контрактного образования влечет за собой и многие негативные социальные аспекты (“Чем питается профессор? Студенты кормят идеями своих преподавателей”. “ИЗВЕСТИЯ” Inauka.ru 27.09.2007). Отражается это и на взаимоотношениях обучающихся и обучающих в сфере интеллектуальной деятельности.

К вопросу о социальном партнерстве

Вследствие повсеместного и интенсивного развития инфо-коммуникационных технологий и систем, программные продукты и базы данных относятся к особо востребованным и ценным сегодня объектам интеллектуальной собственности. Разработки, создаваемые в ходе научных исследований и творческой деятельности научно-педагогических работников и обучающихся в вузе, часто находят непосредственное использование в самом образовательном процессе в целях его совершенствования для повышения качества образования. Это относится и к разрабатываемым программам для ЭВМ и базам данных.

Исходя из законодательно определенного приоритета формирования гражданской позиции повышение качества образования должно являться социально значимой целью как для обучаемых, так и для обучающих. Вследствие этого, представляется корректным вести речь о социальном партнерстве в сфере образования. При таком подходе может быть обеспечено согласование интересов в вопросах использования объектов интеллектуальной собственности, создаваемой в процессе обучения. На практике это должно быть осуществлено в рамках договорных условий участия студентов в НИОКР, включая работы, выполняемые обучающимися в рамках плановых учебных заданий.

Подчеркнем, что согласованные условия использования объектов интеллектуальной собственности, как специально разрабатываемых, так и могущих быть созданными в рамках учебного процесса, должны быть письменно закреплены в договорной форме, ибо в противном случае у учебного заведения “де-юре” не будет никаких прав на использование этих объектов.

Заказ на курсовую, дипломную работу

Как было отмечено выше, в отношении программ для ЭВМ и баз данных в ГК РФ предусмотрены ситуации их создания по заказу и при выполнении работ по договору, прямо не предусматривающему их создание. Договор заказа представляет собой договор, предметом которого непосредственно является создание авторского произведения – объекта интеллектуальной собственности. Договором может быть предусмотрено как отчуждение исключительного права, так и предоставление заказчику права использования авторского произведения в установленных договором пределах.

В случае если автор программы для ЭВМ или базы данных (в нашем случае студент) не будет являться обладателем исключительных прав, он будет иметь право на вознаграждение. Такое вознаграждение, согласно норме статьи 1295.2, должно быть выплачено учебным заведением. Если же исключительное право на программу для ЭВМ или базу данных останется у автора разработки (в нашем случае у студента), заказчик (в нашем случае учебное заведение) будет иметь право использовать такую программу для ЭВМ или базу данных для собственных нужд, без выплаты автору (студенту) за это использование дополнительного вознаграждения.

Все это может быть легко формализовано в рамках организации проведения курсовых и дипломных работ, для выполнения которых в вузах предусмотрены специальные бланки технического задания. По своему смыслу это фактически договор заказа, определяющий характер и содержание работы, которую студент обязуется выполнить за указанный срок. Заполнение такого бланка предполагает подписание его научным руководителем и самим студентом (исполнителем), а также процедуру утверждения со стороны вуза.

В имеющихся бланках технического задания на дипломную (курсовую) работу стоит дополнительно отразить вопросы распределения прав, использования и защиты интеллектуальной собственности. Для юридической корректности такого договора необходимо, чтобы он был подписан со стороны вуза правомочными должностными лицами. Представляется целесообразным официальное введение в университете предлагаемого порядка оформления технического задания на дипломную (курсовую) работу студента.

Во избежание коллизий и конфликтов в отношении объектов интеллектуальной собственности и прав на них, органам управления образованием следовало бы детальнее проработать и формализовать вопросы трудо-правового характера применительно к сфере отношений обучающегося с учебным заведением. Отдельные частные вопросы, вероятно, могут быть разрешены в рамках учредительных документов самими учебными заведениями. 

e2dec94c