Выходит с 1931 года

Болонский процесс. шаг за шагом Масштабные итоги

Завершен первый год работы по реализации инновационного образовательного проекта «Развитие инновационной системы подготовки специалистов нового поколения в области оптических и информационных технологий». Масштабность, новизна и сложность реализуемых в проекте задач не имеют примеров в истории университета и являются важнейшим этапом в его развитии.


Проект выполняется в соответствии со сформулированной целью: развитие инновационной системы подготовки специалистов нового поколения по пяти выбранным научно-образовательным направлениям в области информационных и оптических технологий на основе качественного обновления методического, организационного, инфраструктурного и кадрового обеспечения университета.

 

Информационные технологии - основа компетентности специалиста

Инновационная образовательная программа университета предназначена для разработки инструментов и механизмов системы подготовки специалистов нового поколения по приоритетным направлениям науки, техники и технологии.

 

Реализация Программы позволит подготовить выпускников к инновационной деятельности в таких ключевых отраслях высоких технологий, как информационные и оптические.

 

При формировании проекта программы в результате проведенного внутри университета конкурсного отбора выбрано пять приоритетных научно-образовательных направлений (НОН). Три из них соответствуют информационным технологиям («Технологии программирования
и производства программного обеспечения», «Встроенные вычислительные системы», «Интегрированные компьютерные технологии проектирования и производства приборов и систем») и два посвящены оптике («Фотоника и оптоинформатика», «Лазерные технологии и системы»).

 

Положенный в основу формирования Программы инновационный процесс подготовки специалистов включает в себя решение следующих задач по каждому из образовательных направлений :

• образовательной, направленной на формирование новых и качественно усовершенствованных образовательных программ (руководитель рабочей группы А. А. Шехонин, проректор по УМР );

  задачи интеграции образования, науки и инновационной деятельности (руководитель рабочей группы А. В. Иванов, проректор по Э и Ф);

• кадровой, обеспечивающей повышение научно-педагогического потенциала и мотивации активности сотрудников (руководитель рабочей группы Ю. Л.  Колесников, проректор по УО и АР );

• предпрофильной, связанной с формированием и отбором мотивированного контингента обучающихся (руководитель рабочей группы  С. К. Стафеев, декан ЕНФ);

• задачи внешнего оценивания качества подготовки выпускников вуза (руководитель рабочей группы В. А. Тарлыков, начальник отдела проектирования образовательных программ). 

 

На основании сформулированных задач была построена модель образовательного процесса, включающая блок предпрофильной подготовки и содержательное ядро, работоспособность которого поддерживается интеграционным блоком, осуществляющим материально-техническое обеспечение, кадровым блоком и блоком общественно-профессиональных сообществ, содействующих внешнему оцениванию качества подготовки выпускников.

 

Важно отметить, что в результате реализации всей Программы в 2008 г. сотрудниками университета будет создано 15 новых магистерских программ по направлениям:

• «Технологии программирования и производства программного обеспечения» – две программы;

• «Интегрированные компьютерные технологии проектирования и производства приборов и систем» – три программы;

• «Встроенные вычислительные системы» – две программы;

• «Фотоника и оптоинформатика» – шесть программ;

• «Лазерные технологии и системы» – две программы.

Среди них – «Технологии программирования», «Проектирование встроенных вычислительных систем», «Управление жизненным циклом приборов и систем», «Оптические технологии передачи, записи и обработки информации», «Лазерные биомедицинские технологии» и другие. В 2007 г. уже созданы учебно-методические комплексы трех магистерских программ и заложены основы для создания оставшихся программ в 2008 г.

 

Схема управления Программой: ЦАС – центр аккредитации и сертификации,
НОН – научно-образовательные направления, ИАС – информационно-
аналитическая среда, ИТЦ – инновационно-технологический центр,
БИ – бизнес-инкубатор, ГД – группа документирования, ГМК – группа
мониторинга качества, ГЭП – группа экспертной поддержки

В основу формирования магистерских программ заложено инновационное содержание, модульная структура, технологии обучения и оценивания, базирующиеся на информационных технологиях и превалирующей роли самостоятельной работы студентов (СРС) в учебном процессе.

 

Для обеспечения эффективной работы Программы разработана схема управления, подтвердившая при практической реализации свою работоспособность. Руководитель Программы – ректор университета – взаимодействует с Ученым советом и осуществляет руководство экспертно-координационным советом и дирекцией Программы.

 

Для реализации Программы были сформированы приказы, регламентирующие документацию по выполнению программы, разработаны Положения
и к ним созданы приложения. Вся документация представлена на сайте информационного сопровождения программы – http://npe.ifmo.ru/.

 

В течение года деятельность Программы регулярно освещалась в средствах массовой информации и на конференциях, посвященных национальному проекту «Образование».

 

Вся деятельность Программы жестко регламентирована, расписаны по пунктам на каждый год все мероприятия и выполняемые в  их рамках закупки.

 

В ходе реализации мероприятий Программы первого года было разработано 13 учебно-методических комплексов. Десять из них реализованы сверх плана.

 

Основанием для их выполнения в рамках инновационной программы послужила необходимость усиления базовой подготовки студентов по дисциплинам: иностранный язык, отечественная история, физическая культура, культурология, логика, физика, математика, химия, информатика, начертательная геометрия, инженерная и компьютерная графика.

 

Основа для их разработки заложена в методическом базисе и включает в себя макеты, модели, методические рекомендации и указания для разработки инновационных образовательных программ по подготовке магистров в области информационных и оптических технологий.

 

В рамках реализации инновационного проекта создана 61 рабочая программа модулей учебных дисциплин. Написаны учебно-методические пособия (более 9200 стр.); методические рекомендацие по лабораторному практикуму (более 2600 стр.) ; методические рекомендации по выполнению курсовых проектов и организации самостоятельной работы студентов  (более 3300 стр.) .

 

Составлено около 20400 контрольных заданий и тестов, более 5400 слайдов презентационного материала; около 300 моделей виртуальных лабораторий и более 300 видеорядов анимированных демонстраций. Создан электронный глоссарий на 4170 терминов.

 

Закуплено оборудование для восьми учебно-производственных лабораторий, создано 15 новых учебно-научных лабораторий и центров, выполнен ремонт и модернизация семи помещений для лабораторий, в том числе для библиотеки, приобретено новое программное обеспечение.

 

В рамках факультета повышения квалификации преподавателей разработано 56 новых образовательных программ, сотрудникам университета выдано около 280 свидетельств установленного образца о повышении квалификации.

 

Для решения задач предпрофильной подготовки в университете были организованы три новых структурных подразделения, осуществляющих инновационные методики профориентации и предпрофильной подготовки учащихся и разработано 13 вариативных программ для школьников 7 – 11 классов и студентов первых курсов. Число учащихся, прошедших подготовку в новых структурных подразделениях, составило 270 человек. Это 27 % от общего числа поступающих на образовательные программы заявленных научно-образовательных направлений.

 

Кроме этого, было проведено шесть профильных предметных интернет-олимпиад не ниже городского уровня с общим числом участников более трех тысяч человек, создана структура выставочно-презентационного комплекса и частично уже реализована в помещениях на Биржевой линии.

 

Проведена работа по разработке механизмов взаимодействия университета с общественно-профессиональными сообществами, предприятиями и разработана методология общественно-профессиональной аккредитации образовательных программ на базе профессиональных сообществ в области информационных и оптических технологий.

 

Наш университет полностью выполнил Программу по всем 34 базовым показателям результативности, запланированным на 2007 г.

 

Фактическое освоение средств бюджетного финансирования и софинансирования в 2007 г. составило:

• средства федерального бюджета – 291,500 млн руб.;

• средства софинансирования – 73,600 млн руб.

 

По итогам реализации Программы были получены экспертные заключения внешних партнеров: профессиональных и общественных организаций (17 штук), что являлось одним из требований реализации программы.

 

Коллектив университета успешно завершил первый этап инновационной образовательной программы. Опыт, накопленный в 2007 г., заложил основу успешной работы на текущий год и базу для дальнейшего развития университета.

e2dec94c