Инновации в образовании Компетенции – основа инновационного образования
Подготовка специалистов нового поколения требует существенного пересмотра традиционного образовательного процесса и перехода к новой парадигме его разработки и реализации на основе компетентностного подхода.
Основными категориями такого подхода являются компетенции, представляющие собой интеграцию знаний, умений и личностных качеств, характеризующих готовность выпускника успешно решать профессиональные задачи в постоянно меняющихся условиях. Требования к уровню подготовки такого выпускника (специалиста) рассматриваются как результаты образования и задаются в виде набора определенного состава и уровня компетенций, которые должен освоить и продемонстрировать выпускник.
В условиях инновационной гибко меняющейся экономики, динамичного нарастания знаний, особенно характерного для сферы информационных и оптических технологий, компетенции оказываются наиболее эффективным инструментом для взаимодействия
с работодателями, рынком труда и позволяют оперативно воздействовать на повышение адекватности образовательного процесса современным задачам экономики России.
Основным документом, разрабатываемым вузом и выносимым им на рынок образовательных услуг, является образовательная программа подготовки специалиста определенного уровня по конкретному направлению подготовки (специальности). Основой для разработки образовательной программы служат требования к результатам образования (компетентностная модель выпускника), определенные в виде профессиональных компетенций с учетом реально сложившегося рынка труда. Образовательная программа как системно организованный комплекс документов должна определять процесс и условия подготовки специалистов с заданными компетенциями.
Реализация компетентностного подхода в рамках инновационной образовательной программы университета (Программы) ведется путем разработки 14 новых и качественно усовершенствованных образовательных программ подготовки магистров по пяти научно-образовательным направлениям в области информационных и оптических технологий.
Методический базис для разработки инновационных образовательных программ был подготовлен при выполнении мероприятий общей части Задачи 1. Были разработаны:
• концепция и методология для построения компетентностной модели выпускника;
• концепция и методология формирования учебно-методического и информационного обеспечения образовательного процесса;
• созданы макеты рабочих программ образовательных модулей, дисциплин и учебных планов, методические указания и рекомендации для их заполнения;
• выполнено совершенствование программно-аппаратного и учебно-методического обеспечения сетевой системы дистанционного обучения «AcademicNT». Это позволило увеличить уровень интерактивности и мультмедийности модульных учебно-методических материалов, а также использовать новые педагогические контрольно-измерительные технологии.
С целью регламентации работ по созданию учебно-методических комплексов (УМК) модулей (дисциплин) были разработаны положения и правила их разработки, отбора, состава и норм трудозатрат.
В ходе выполнения задач образовательного блока Программы
в 2007 г. было запланировано четыре общих мероприятия и 39 мероприятий в рамках научно-образовательных направлений. Для их реализации было проведено 10 внутренних конкурсов, в результате которых были отобраны 78 работ учебно-методического характера, создание которых необходимо для реализации Задачи 1 Программы.
Дополнительно за счет экономии средств были разработаны и закуплены 10 УМК по дисциплинам образовательных программ подготовки бакалавров, которые в двухуровневой системе высшего профессионального образования предшествуют программам магистратуры.
В ходе реализации бакалаврских программ выпускник должен освоить компетенции, закладывающие основы как для продолжения более специализированного образования и углубления научно-прикладной составляющей подготовки в магистратуре, так
и для успешной профессиональной деятельности.
Результаты работ по созданию УМК:
• разработана 61 рабочая программа модулей;
• написано более девяти тысяч страниц учебно-методических пособий, около трех тысяч страниц методических рекомендаций по лабораторным практикумам, более трех тысяч страниц методических рекомендаций по выполнению курсовых проектов и/или проведению СРС;
• составлено более 20 тысяч контрольных заданий и тестов, 5,5 тысяч слайдов презентационного материала, около 300 моделей для виртуальных лабораторий, четыре тысячи терминов для электронного глоссария и около 300 видеорядов анимированных демонстраций.
Кроме этого, был проведен конкурс на приобретение учебной и научной литературы для обеспечения учебных модулей научно-образовательных направлений, в рамках которого закуплено 1900 книг 141 наименования.
В настоящее время завершена работа по подготовке бумажных копий и электронных изданий всех УМК, запланированных на 2007 г., а также начаты работы по плану 2008 г.