Выходит с 1931 года

Инновации в образовании Не снижая темпа

В связи с началом нового учебного года наш корреспондент традиционно встретился с ректором университета, профессором В. Н. Васильевым и попросил его ответить на ряд вопросов.


– Владимир Николаевич, от имени читателей газеты поздравляем Вас с началом очередного учебного года и просим ответить на несколько животрепещущих вопросов. Прежде всего, какие успехи университета Вы относите к основным достижениям предыдущего учебного года?

– В прошедшем учебном году завершилось выполнение первого этапа стратегического плана развития университета на 2006 – 2012 гг. Сильнейшим катализатором выполнения этого плана стала победа нашего университета в конкурсе инновационных образовательных программ вузов. Прошел всего год с начала выполнения программы, а сделано очень много.

Разработаны концепция и методология построения компетентностной модели выпускника, создан макет модели. Разработана методология формирования учебно-методического и информационного обеспечения образовательного процесса. Определены элементы инновационного учебно-методического комплекса, включающего печатные и электронные составляющие. Разработано и модернизировано около 50 учебно-методических комплексов, охватывающих как магистратуру, так и бакалавриат.

Началось внедрение модульного принципапостроения учебных курсов и балльно-рейтинговой системы оценивания результатов обучения.

В прошлом учебном году эти нововведения коснулись только первокурсников, но ряд кафедр использует их и на старших курсах.

Модульный принцип и балльно-рейтинговая система позволят более оперативно обновлять учебно-методическое обеспечение учебного процесса и оценивать эффективность профессиональной деятельности преподавателей, активизировать деятельность студентов, повышать качество образования.

В прошедшем учебном году разработанакомпетентностнаямодель выпускника. На очереди задача разработки компетентностноймодели преподавателя.

К значительным достижениям университета следует отнести институциональную оценку деятельности нашего вуза комиссией Ассоциации европейских университетов. Работа этой комиссии продолжалась около полугода, и оценка деятельности вуза была достаточно высокой.

– А какие основные задачи предстоит решить коллективу университета в наступившем учебном году?

– Прежде всего необходимо тщательно проанализировать итоги выполнения первого этапа стратегического плана развития университета и добиться безусловного выполнения всех его составляющих.

Нам предстоит разработать концепцию и программу второго этапа стратегического плана развития университета, на период с 2009 по 2012 гг. И если итоги выполнения первого этапа работы мы подведем в начале 2009 г., то концепцию второго этапа стратегического плана развития университета нам необходимо рассмотреть на заседании Ученого совета уже этой осенью.

– На каких наиболее важных мероприятиях необходимо нам сконцентрировать усилия в этомучебном году?

– К основным мероприятиям относятся:
• завершение выполнения инновационной программы университета (она приносит вузу ежедневно около одного миллиона рублей);
• завершение первого этапа стратегического плана развития университета, направленного насоздание вуза нового типа;
• разработка концепции и программы второго этапа стратегического планаразвития университета на 2009 – 2012 гг.;
• разработка и утверждение плана мероприятий, посвященных 110-й годовщине со дня основания нашего вуза;
• создание единой структуры факультета среднего профессионального образования, включающей колледж морского приборостроения;
• перевод гуманитарного факультета из помещений студгородка в здание колледжа на ул. Чайковского;
• проведение реконструкции третьего этажа корпуса студгородка на Вяземском пер., 5;
• обновление кафедры физического воспитания и валеологии, спортивного зала и вспомогательных помещений;
• реконструкция учебно-спортивно-оздоровительного центра «Ягодное»;
• дальнейшее развитие инновационно-технологического центра, расширение участия студентов, аспирантов, сотрудников и преподавателей в деятельности его подразделений: компаний-резидентов, межвузовского бизнес-инкубатора, научно-образовательных лабораторий, образовательного центра, учебно-просветительского комплекса;
• полное устранение замечаний, отмеченных государственной комиссиейпо комплексной оценке деятельности университета в январе 2008 г.;
• продолжение работы по вхождению университета в Болонский процесс, перевод модулей и дисциплин на английский язык, представление университета англоязычной аудитории, развитие англоязычной версии университетского портала.

– Что Вы можете сказать о результатах приема студентов на первый курс университета?

– Число выпускников школ Санкт-Петербурга в этом году уменьшилось на 8,5 %, а количество бюджетных мест на дневное отделениев целом по вузам города (госзаказ) сократилось на 1,5 %. При этом контрольные цифры приемадля нашего университета в этом году по сравнению с прошлым годом были увеличены на 50 человек. Безусловно, это нас радует. Борьба за госзаказ всегда была и будет очень напряженной.

Конкурс в целом по городу упал, но в нашем вузе он вырос. Если на бюджетные места мы приняли больше на 4,5 %, то число контрактников, наоборот, уменьшилось на 4 %. Это скажется прежде всего наработе тех выпускающих кафедр, которые не имеют других источников дохода, а также общеобразовательных кафедр, которым давно пора включиться в работу по приему и профориентации абитуриентов. Ведь в следующем году выпуск одиннадцатиклассников сократится на 16 %!!!

В этом году впервые за последние четырнадцать лет два факультета – ОИСТ и ТМТ – не выполнили план приема. И только помощь других факультетов университета спасла ситуацию. На заседаниях ученых советов этих факультетов нужно провести глубокий анализ сложившейся ситуации.

– Будут ли изменены правила приема в вуз в следующем году?

– С 2009 г. правила поступления в вуз меняются коренным образом. По всей стране входит в действие штатный режим ЕГЭ. Это полностью меняет технологию приема. Абитуриент имеет право рассылать результаты ЕГЭ в десятки вузов, а затем в последний день выбрать один из них. Управление приемом резко усложняется.

В этих условиях упор необходимо сделать на победителей и призеров олимпиад. Мотивация на успех у них несомненно выше, чем у других абитурентов. Министерство уже утвердило список олимпиад и головные вузы. Наш университет будет отвечать во всероссийском масштабе за олимпиаду по информатике.

– Владимир Николаевич, спасибо за достаточно подробные ответы, и мы рады еще раз передать, Вам приветственные слова по случаю начала нового учебного года от членов коллектива нашего университета.

– Еще раз поздравляю всех студентов, аспирантов, сотрудников, преподавателей и профессоров с наступившим новым учебным годом! Большое спасибо всем за работу и трепетное отношение к нашему любимому университету.

Но Вы не затронули очень важную для сотрудников и преподавателей тему об изменении условий оплаты их труда.

Зарплату «по-новому» мы должны начать получать уже с 1 декабря. Произойдет замена директивного подхода к формированию заработной платы на более гибкий, ориентированный на результат. Например, для преподавателей результатом будет наличие новых рабочих программ, УМК, успешная реализация балльно-рейтинговой системы. Поэтому зарплата преподавателейдаже в рамках одной кафедры может существенно различаться.

В целом «зарплатная реформа» не должна ущемить ничьих интересов.

В соответствии с постановлением правительства «голый» заработок без учета премий и прочих стимулирующих выплат после перерасчета по сравнению с нынешней зарплатой, установленной по ЕТС, не должен уменьшиться ни на рубль.

e2dec94c