Выходит с 1931 года

Инновации в образовании Подводя итоги

Завершилось выполнение Инновационной образовательной программы нашего университета «Инновационная система подготовки специалистов нового поколения в области оптических и информационных технологий». Она была реализована в рамках Приоритетного национального проекта «Образование» в 2007 – 2008 годах.

Цель Программы состояла в создании инновационной системы подготовки специалистов нового поколения по пяти научно-образовательным направлениям: технологии программирования и производства программного обеспечения; встроенные вычислительные системы; интегрированные компьютерные технологии проектирования и производства приборов и систем; фотоника и оптоинформатика; лазерные технологии и системы. Программа выполнялась по пяти задачам: образовательной, интеграционной, кадровой, предпрофильной подготовки и внешнего оценивания.

Реализация Программы дала следующие ощутимые результаты:

  • по многим дисциплинам существенно изменилась методика обучения;
  • улучшились условия работы преподавателей и обучения студентов;
  • увеличилось дополнительное финансирование выполнения НИР, ОКР и грантов в области высоких технологий, а также материально-технической базы университета;
  • оптимизирована система предпрофильной подготовки обучающихся;
  • установились устойчивые научнометодические связи между подразделениями внутри вуза, а также внешние связи университета с общественными и профессиональными организациями и сообществами.

Особое внимание при реализации Инновационной программы было уделено вопросам поиска и формирования системных решений, обеспечивающих получение устойчивых результатов, и их дальнейшее развитие. В настоящей статье отметим лишь некоторые, но важные и характерные итоги выполнения Программы.

Образовательное направление

В ходе выполнения Программы разработаны 14 инновационных образовательных программ подготовки магистров, базирующихся на компетентностной модели специалиста и одобренных профессиональным сообществом. Обучение по новым программам началось с сентября 2008 г. На обучение было принято 153 магистранта.

Поздравляем!
Премией Правительства Российской Федерации в области образования награждены:

Усовершенствованы методы и формы преподавания. Преподаватели стали больше использовать возможности мультимедиа и компьютерной техники. В состав разработанных учебнометодических комплексов в обязательном порядке включаются комплекты контрольных заданий и тестов, электронные презентации, виртуальные лаборатории, электронный глоссарий, анимированные демонстрации. Все эти материалы позволяют эффективно организовывать СРС и увеличивать ее долю в учебном процессе до 75 %.

В ходе реализации программы были оптимизированы ключевые процессы и виды деятельности вуза. Расширены возможности системы дистанционного обучения AcademicNT, внедряется балльно-рейтинговая система оценивания учебных достижений студентов.

Для обеспечения учебного процесса библиотекой приобретена дополнительная литература, в том числе и иностранная; предоставлен on-line доступ к иностранным монографиям. Проведена работа по разработке блока предпрофильной подготовки для формирования и отбора мотивированного контингента обучающихся.

Интеграция образования, науки и инновационной деятельности

В рамках выполнения Программы было закуплено значительное количество современного как отечественного, так и зарубежного лабораторного оборудования на общую сумму свыше 450 млн. руб., что составляет более 80 % расходов по выполнению Программы.

Поздравляем!
Ректор университета профессор Владимир Николаевич Васильев избран членом-корреспондентом Российской Академии образования.

Новое оборудование оказывает существенное влияние на модернизацию учебного процесса. Его использование позволяет увеличить долю самостоятельной работы студентов, сделать процесс преподавания более наглядным, способствует приобретению студентами опыта для работы на современном оборудовании. Увеличилось число учебных аудиторий, оснащенных мультимедийной аппаратурой.

Так, создан новый научно-образовательный центр «Лазерные микро- и нанотехнологии». Он включает три лаборатории: лазерной микро- и нанотехнологии, микро- и нанотехнологий в лазерной биомедицине, лазерных информационных и технологических систем. Все образовательные программы, реализуемые в этих лабораториях ориентированы на подготовку отечественных и зарубежных студентов и повышение квалификации специалистов по лазерным микро- и нанотехнологиям.

Ярослав Мадарах, студент гр.5113,
за программированием системы селективной прецизионной пайки

В рамках выполнения Инновационной программы закуплены фемтосекундные и пикосекундные лазеры, мощные полупроводниковые лазеры и др. На этом оборудовании уже выполняются магистерские и бакалаврские работы.

Важным результатом в части модернизации помещений является создание первых в нашем университете обеспыленных лабораторий. Их наличие – необходимое условие для разработки и создания элементной базы современной техники в области нанотехнологий, оптического материаловедения фотоники и оптоинформатики.

В качестве других примеров можно отметить возможность проведения лабораторных практикумов по технологиям сканирования изделий с помощью бесконтактной оптической измерительной системы «ATOS I 350»; быстрого прототипирования изделий с помощью 3D-принтера EDEN 350V Objet Geometries; оцифровки полученных моделей и передаче их в другие лаборатории в электронном виде.

На базе приобретенного оборудования на кафедре ВТ переоснащена компьютерная сеть, ядром которой являются новейшие гигабитные коммутаторы фирмы D-Link и четыре высокопроизводительных сервера ведущей компьютерной компании «Крафтвэй».

Закуплено компьютерное оборудование для обеспечения 15 рабочих мест в библиотеке. Компьютеры установлены в новом зале доступа к внешним и внутренним электронным ресурсам.

Кадровое обеспечение вуза

С целью обеспечения высокого качества преподавания в условиях современной образовательной среды осуществлялось повышение квалификации и профессиональная переподготовка преподавателей и сотрудников.

Выполнение Программы позволило существенно дополнить и модернизировать существующую в вузе систему дополнительного профессиэтой задачи приняли активное участие как факультет повышения квалификации преподавателей университета, так и Академия «ЛИМТУ».

Памяти ученого

Состоялась XXXVIII научная и учебно-методическая конференция. Она была посвящена 100-летию со дня рождения выдающегося ученого и талантливого педагога М.М. Русинова.

На конференции впервые работала секция «История и современность университета». На ней были заслушаны доклады, посвященные М.М. Русинову, основоположнику приборостроительного образования в России Н.Б. Завадскому и деятельности вуза в годы войны.

В результате ее выполнения за прошедшие три года повысили квалификацию и прошли профессиональную переподготовку 855 сотрудников вуза, из них 107 человек обучались за рубежом. Сотрудниками университета получены 56 дипломов о дополнительном образовании, 175 дипломов о профессиональной переподготовке и 624 удостоверения о повышении квалификации.

Таким образом, даже далеко неполный перечень достижений позволяет судить о том, что в университете произошло качественное обновление методического, организационного, инфраструктурного и кадрового обеспечения.

Создана инновационная система подготовки специалистов нового поколения в области оптических и информационных технологий. Более того, она включает в себя, помимо непосредственного процесса обучения и обеспечения научных исследований, системы предпрофильного отбора обучающихся и внешнего оценивания качества подготовки выпускников.

В частности, для этого разработана методология, структура и схема функционирования Центра аккредитации и сертификации выпускников на базе Некоммерческого партнерства «Руссофт» (в области информационных технологий и рази Международной общественной организации «Оптическое общество имени Д.С. Рождественского» (в области оптотехники).

Наша газета за последние два года подробно и регулярно освещала результаты выполнения Инновационной программы по научно-образовательным направлениям и задачам ее реализации.

В январе на заседании Ученого совета университета подведены итоги выполнения Инновационной образовательной программы, которая определяет реализацию первого этапа Стратегического плана развития университета на 2006 – 2012 годы.

По отчетным материалам образовательной инновационной программы
e2dec94c