Выходит с 1931 года

Инновации в образовании Магистры мирового уровня

[div width="220" float="right" border="" color="#E2BDB0"]


Тимур Турсунович Палташев, доктор технических наук, профессор Северо-Западного политехнического университета (Northwestern Polytechnic University), Фримонт, Калифорния, США и одновременно профессор кафедры вычислительной техники университета ИТМО.

Т.Т. Палташев является основателем компании GTnano – Gatchina Nanoelectronics LLC, специализирующейся на консалтинге по электронной инженерии и обеспечении доступа российских электронных компаний к производству на мировых полупроводниковых фабриках в Кремниевой долине и странах Юго-Восточной Азии.

Тимур Турсунович – один из создателей известной международной конференции ГрафиКон, которая будет проводиться в 2010 г. уже в 20-й раз. Он специалист в областях компьютерной графики, микро- и нано-электроники (дизайн интегральных схем, графические процессоры, многопоточные вычисления, системы на кристалле), работал в компании S3 Graphics, имеет более 60 трудов, из них более 25 патентов США.

В сентябре – октябре этого года Т.Т. Палташев в рамках проекта «Возрождение российской электронной инженерии» читал для магистров университета два цикла лекций: «Проектирование и производство цифровых СБИС нанометрового масштаба» и «Архитектура высокопроизводительных микропроцессоров и систем на кристалле».

[/div]

Получение статуса национального исследовательского университета ставит нас в первую шеренгу на фронтальной линии огня в конкуренции с мировыми университетами. Поэтому качество подготовки наших специалистов должно соответствовать требованиям уже мировой индустрии.

В этой связи я предлагаю несколько существенных комментариев по адаптации нынешних программ подготовки магистров университета к мировым стандартам лучших технических вузов мира.

Волки или овцы?

Мы должны задать себе вопрос, кого мы собираемся готовить. Овец, которые идут туда, куда их гонит пастух или сторожевая собака и едят то, что есть под ногами, не видя всех возможностей вокруг. Или мы должны готовить волков, которых кормят ноги и голова и которые охотятся сами, а не ждут милостей и указаний от пастуха.

По факту, сейчас мы готовим овец, которые не имеют шансов победить в жесткой конкурентной борьбе в индустрии даже на нашем внутреннем рынке, не говоря о внешнем. А готовить нужно волков, которые смогут построить технотронную державу, достойную статуса великой страны и уникальной цивилизации. Причем это должны быть волки, умеющие работать в стае, умеющие выбирать вожаков и приспособленные к командной работе.

Профессиональная этика у них должна быть на уровне безусловных рефлексов. Без этого работа больших коллективов превращается в руины. Понятия безусловного выполнения графика и четкой синхронизации работы с удаленными командами и партнерами должны быть важной частью воспитываемой инженерной культуры. Профессиональное чутьё в развитии технологий является неотъемлемой чертой такого волка-инженера с дипломом магистра.

Моральный дух

Пробыв в университете больше недели и пообщавшись с коллегами, я удивился атмосфере пессимизма, переходящего в откровенный нигилизм у отдельно взятых персон из профессорско-преподавательского состава. Я не встречал ничего подобного в университетах США и стран ЮВА. Устойчивый нигилизм и пессимизм у профессуры полностью деморализует студентов. Это медицинский факт для любой страны и любого вуза. Причем у конкретных людей нет объективных оснований для пессимизма: в семье все здоровы, не голодают, есть где жить и во что одеться.

Надо благодарить Господа за то, что уже имеешь, и трудиться не покладая рук, если хочешь иметь больше. А не жаловаться всем и вся на свою непонятость окружающими и начальством. Надо помнить, что деморализованное общество «всеобщего цинизма», в которое пытаются превратить Россию, не может порождать ничего – это железобетонный факт мировой истории.

Начинать надо с себя. Выбросить рухлядь как из собственной души, так и из лабораторий. Нужно избавиться от старой мебели и той негативной энергии, которая накоплена десятилетиями застоя и последующего развала страны. И учить молодежь без страха бороться за свое будущее.

Учебные программы магистров

Нынешнее состояние методической базы и курсов для магистров не соответствует требованиям подготовки высококвалифицированных специалистов, которые пока являются таким же полуфабрикатом, как и выпускники старой школы. Практически нет учебников, которые должны учить магистров самостоятельно решать сложные инженерные задачи. Большинство изданных книг являются обычными справочниками, по которым ничего нельзя сделать руками.

А магистры должны быть в первую очередь практиками, у которых все знания уже заложены в руки. Причем подготовка магистров должна коррелироваться с запросами индустрии (как местной, так и мировой) вплоть до индивидуальной заточки магистров для нужд конкретных компаний. Поэтому надо активно работать в направлении расширения номенклатуры курсов для магистров и подготовки методических пособий.

Организация учебного процесса

К преподаванию в вузе необходимо привлекать инженеров и менеджеров с малых и средних независимых предприятий, имеющих реальный опыт проектирования и производства в условиях рыночной экономики. Это повысит уровень практической подготовки магистров и поможет приобрести им производственный опыт. Советский механизм организации базовых кафедр на предприятиях военно-промышленного комплекса и институтах РАН, безусловно, устарел и не обеспечивает реальных нужд подготовки специалистов для новой экономики.

Большую часть лекций для магистров необходимо проводить после 18 часов вечера трехчасовыми блоками. Это даст возможность специалистам индустрии преподавать в вузе после окончания рабочего дня.

Во всех исследовательских университетах США торжествует «дедовщина», когда старшие студенты учат младших. Причем все достаточно формализовано с выделением соответствующих бюджетов для оплаты услуг ТА – teacher assistant из числа студентов старших курсов, магистров и аспирантов. Это позволяет получить безусловную пользу от экономии времени профессуры, которая занимается другими важными делами, оставляя лабораторные занятия и проверку тестов своим ассистентам.

Я считаю, что такая практика должна быть введена в университете однозначно. Это поможет разгрузить профессорско-преподавательский состав, используя их время для ведения НИР и подготовки методических пособий.

Студенческие конструкторские бюро-инкубаторы

Студенческие конструкторские бюро в 1970-е гг. были местом получения бесценных практических навыков. Я сам прошел через станции юных техников и СКБ, что дало возможность получить опыт, который крайне положительно сказался на будущей карьере.

В списке мероприятий Правительства Российской Федерации по развитию инновационной деятельности отдельной строкой значатся студенческие конструкторские бюро. Они нужны, в первую очередь, для вовлечения студентов младших курсов в инженерную деятельность с последующим привлечением их в магистратуру-аспирантуру по окончании бакалавриата. Это также позволит вузу активнее работать по привлечению технически-одаренных выпускников школ. Безусловно, в университете должно быть несколько СКБ по профилям подготовки.

Магистратура и аспирантура – звенья одной цепи

Важно, что в исследовательских университетах США, до 50 % магистрантов и аспирантов составляют выпускники других вузов, в том числе очень талантливые иностранные студенты. Без привлечения талантов со всей России и зарубежных стран нам трудно будет поддерживать свой исследовательский статус и конкурировать с европейскими и азиатскими университетами.

В исследовательских университетах США прием студентов с оплатой обучения за счет университета (в нашем случае – бюджетных) осуществляется только в рамках слитного обучения магистратура – аспирантура. Обычные магистры платят сами (в нашем случае это контрактники). Причем таких магистров-аспирантов обычно бывает не менее трети от общего числа, и именно они составляют основную рабочую силу американской науки в университетах.

Поэтому необходимо сформулировать политику и практику слияния приема в магистратуру – аспирантуру, что позволит готовить инженерные кадры очень высокой квалификации.

e2dec94c