Выходит с 1931 года

Мнения Учиться понимать и уважать

Приемная кампания 2009 г., проходившая по существенно изменившимся правилам и в условиях ухудшающейся демографической ситуации, дала результаты, во многом прогнозируемые, но в то же время весьма показательные. Их тщательный анализ применительно к нашему университету еще предстоит сделать, но определенные выводы достаточно очевидны.

По результатам ЕГЭ в вузы зачислено большое число «колеблющихся» студентов, не имеющих четких представлений о направлениях и специальностях подготовки. Этим первокурсникам надо предложить специальную профориентационную программу и создавать максимально комфортные условия обучения.

Согласно данным приемной комиссии, приведенным в таблице, средние баллы ЕГЭ, заявленные принятыми на все факультеты университета первокурсниками, существенно превосходят не только средние цифры по Российской Федерации, но и показатели Санкт-Петербурга. При всей неоднородности данных по различным предметам и факультетам следует признать, что контингент вновь поступивших к нам студентов потенциально готов учиться по вузовским программам.

В то же время по результатам входного тестирования, проведенного в ряде вузов Москвы и Санкт-Петербурга, от 40 до 70 процентов студентов первого курса технических специальностей не подтверждают заявленный уровень подготовки, прежде всего по физике и математике.

Широко обсуждаются ситуации, в которых целые потоки студентов практически не воспринимают даже редуцированный вузовский материал в силу отсутствия школьного фундамента.

Результаты приема
на первый курс
Средний балл ЕГЭ по предметам
Математика Физика Информатика Русский язык
Россия 42,9 49 56,1 56,4
Санкт-Петербург 43,3 47 57,3 58.3
Университет ИТМО,
среднее значение
67,94 61,37 75,24 69,61
Максимальный результат (ФИТиП) 76,25 69,53 84,972 72,92
Минимальный результат (ФОИСТ) 62,28 55,85 67,32 66,36

Налицо обострение межвузовской борьбы за абитуриентов, включая не практиковавшиеся ранее приемы и методы. Все, кто летом участвовал в приемной кампании, хорошо прочувствовали эту нарастающую напряженность. В этом контексте следует ожидать, что проблемы с обучением на первом курсе будут активно использованы конкурентами. Массовые академические задолженности или отчисления могут не только спровоцировать снижение интереса абитуриентов следующего года к нашему университету, но обязательно будут использоваться коллегами из других питерских вузов.

Известно, что еще одной характерной чертой нового приема по результатам ЕГЭ стало существенное возра-стание доли иногородних студентов. Это требует усиления работы по их адаптации к сложной жизни в мегаполисе и к учебе в одном из ведущих университетов России. Тем самым возрастает роль групповых кураторов и актуальность психолого-педагогического сопровождения первокурсников.

Мы считаем необходимым произвести адекватные изменения в условиях и методиках проведения учебного процесса (хотя бы на первом курсе), учитывающих:

  • особенности приема по ЕГЭ;
  • открытость информационно образовательного пространства;
  • важность объективного текущего контроля за процессом обучения;
  • поддержание высокого рейтинга университета среди абитуриентов и студентов.

Представляется весьма актуальным разработать комплекс дополнительных мер по решению вышеперечисленных проблем. Помимо традиционных направлений работы (развитие олимпиадного движения, использование новых технологий агитации, балльно-рейтинговая система и т. д.), к ним могут быть добавлены следующие:

  • расширение прав и обязанностей лиц, привлеченных к кураторской и тьюторской работе с первокурсниками;
  • установление «внешнего» контроля за результатами обучения, в первую очередь, на общеобразовательных кафедрах;
  • объявление программы создания нового поколения обучающих ресурсов на основе аудиозаписей и видеофрагментов лекционных, семинарских и практических занятий;
  • создание системы поддержки отстающих студентов.

Институт штатных тьюторов

Считаем необходимым преобразование группы кураторов в институт штатных тьюторов, работающих на постоянной основе. Еженедельно совместно с представителями администрации, методсовета и отдела ППС они должны рассматривать вопросы успеваемости на I–II курсах. На заседания этого оперативного «надфакультетского» штаба могут приглашаться студенты и преподаватели для выработки в каждом конкретном случае оперативных управляющих воздействий. Протоколы заседаний Совета тьюторов могут быть основаниями для принятия организационно-правовых решений.

Весьма желательной была бы стыковка базы данных приемной комиссии и системы ЦДО, а в идеале – объединение их в единую систему мониторинга результатов обучения. Разовые запросы к этой базе данных должны обрабатываться автоматически по мере их поступления от деканатов и ка-федр. Еженедельные отчеты должны формироваться по единому утвержденному шаблону и сравниваться с планируемыми показателями БаРСа. После чего они становятся предметом рассмотрения на Совете тьюторов.

Требуется существенное расширение прав студентов в части разрешения конфликтных ситуаций с преподавателями на основе установления «внешнего» контроля за ходом и текущими результатами обучения.

Корректировка программ

На наш взгляд, требуется корректировка программ первых модулей по общеобразовательным дисциплинам в сторону снижения числа неактуальных и устаревших дидактических единиц. Эта мера необходима для приведения реальной учебной нагрузки к уровню, доступному большинству вчерашних абитуриентов.

Даже предварительный анализ недельной учебной нагрузки первокурсника показывает, что физически справиться со всеми текущими заданиями способны лишь единицы из них. Возможно, стоит увеличить долю баллов, получаемых студентами с помощью объективных форм контроля.

В рамках психолого-педагогичес-кого сопровождения можно объявить программу дистанционных занятий на основе Интернет-ресурсов физико-математической школы с зачетом части балльно-рейтинговых модулей.

Новое поколение обучающих ресурсов

Уже неоднократно высказывалась идея разработки нового поколения обучающих ресурсов на основе аудиозаписей и видеофрагментов реальных лекционных, семинарских и практических занятий. Технически это можно было бы осуществлять силами самих студентов. Лучшие образцы, отобранные экспертной комиссией, с согласия авторов размещались бы в системе ЦДО и оплачивались в рамках программ создания сетевых образовательных ресурсов.

В то же время проведение занятий «под диктофон» должно образумить ту часть преподавателей, которые никак не могут расстаться с психологией повелительного наклонения по отношению к студентам. Часть наиболее одиозных записей вполне может стать предметом рассмотрения на Совете тьюторов.

Система поддержки отстающих учеников

Представляется актуальным создание системы поддержки отстающих учеников, использующей мировой опыт повышения среднего уровня результатов образовательного процесса. Так, по данным международного рейтинга PISA, наилучшие интегральные результаты в математике, естественных науках и чтении вот уже несколько лет показывают школьники Финляндии – страны, образовательная система которой еще 20 – 30 лет назад вовсе не являлась образцовой.

С начала 1960-х гг. там стала развиваться система школ, где в одних и тех же классах занимались все дети, невзирая на уровень подготовки и состояние здоровья. Ее принципы подразумевают умение оценить каждого учащегося в соответствии с его способностями: с одних спрашивать больше, с других – меньше. Ведь каждый имеет право на то, чтобы оценивали его той меркой, какой он заслуживает.

Поначалу реформа натолкнулась на ожесточенное сопротивление учите-лей, просто не представлявших себе, как можно преподавать предметы в классе, где вперемежку сидят одаренные ребята и обыкновенные дети. Через некоторое время пришло понимание того, что тогда было принято лучшее решение. Успехи финской школы во многом определяются этой системой. Сегодня, если учащийся не успевает усваивать учебный материал, с ним спокойно, терпеливо занимается ассистент учителя. Разумеется, бесплатно, в стенах школы, иногда прямо во время урока.

Применительно к нашей ситуации основой подобной системы может стать формирование уже упомянутого института тьюторов (ассистентов, помощников) преподавателей, которые выполняли бы не только кураторские и воспитательные обязанности, но и оказывали предметную помощь опекаемым студентам с возможностью обоснованной корректировки результатов обучения. А если в этом будут участвовать аспиранты и магистры – вчерашние студенты – то можно ожидать дополнительного эффекта той самой положительной «дедовщины», о которой в этом же номере газеты пишет профессор Палташев.

Для реализации подобной системы важно, чтобы наполняемость учебных групп не превышала 15 – 20 человек.

В малых коллективах царит совсем другая атмосфера, в которой оттаивают самые боязливые, медлительные дети. Педагог успевает обратить на них внимание, разъяснить непонятное. Кроме того, возникает меньше проблем с дисциплиной.

Еще одно существенное условие – оптимальное начало утренних занятий. По результатам многих медицинских исследований установлено, что в период с 10 до 15 часов процесс обучения молодежи достигает наибольшей эффективности.

Главная особенность такой подготовки – систематическая поддержка слабых студентов. Их нельзя исключить или перевести с глаз долой, из сердца вон. Надо применять любые педагогические стратегии и приемы, но все-таки объяснять детям, как решается та или иная задача.

Как считают сами финские педагоги, умение подтянуть всех учеников до высокого уровня и стало основой успеха. Хочется привести несколько прямых цитат из их высказываний в Интернете: «Дети как зеркало, если учителя не уважают их, то и те не уважают учителей. Раньше считалось, что ученики должны понимать нас. Все наоборот! Учителям нужно уметь понимать детей. Нужно любить своих учеников, а уж потом – предмет, который им преподаешь. Вот основа, вот на чем все держится!»

И хотя эти слова сказаны про финских школьников, а не про российских студентов, по-моему, прислушаться к ним есть смысл всем нам, преподавателям Национального исследовательского университета информационных технологий, механики и оптики.

e2dec94c