Выходит с 1931 года

Инновации в образовании Инновационный бизнес и инженерное творчество

Необходимость перехода экономики страны на инновационные рельсы очевидна. Решение властей создавать условия для организации малых предприятий при вузах находит поддержку у бизнес-сообщества. Наша задача использовать этот шанс.

Открывается широкое поле деятельности для реализации творческого потенциала научных коллективов, профессорско-преподавательского состава, аспирантов и студентов университета. Человеческий капитал – это тот ресурс, который годами создавался усилиями государства и советской системой образования, выстраивался для решения именно этих задач. Он ещё не растрачен полностью и может стать тем фундаментом, который поможет подняться отечественному инновационному бизнесу. Поддержка инновационной активности в образовательной среде позволит создать более благоприятные условия для сопровождения этого процесса.

C практической точки зрения инновации – это результат научной деятельности (НИР, ОКР, изобретение и пр.), приносящий доходы в денежном эквиваленте, т. е. востребованный на потребительском рынке.

приборы компании «Технокон» хорошо зарекомендовали себя в промышленности

Инновации создаются кропотливым трудом зачастую небольших коллективов и держатся на энтузиазме и творческом потенциале отдельных личностей. Подтверждением этому в нашем университете может служить инновационный бизнес, созданный В.И. Безруковым. Сегодня Виктора Ивановича, к сожалению, уже нет с нами, но он успел воздвигнуть себе памятник – Институт электрокаплеструйных технологий. В нем работает около сотни человек, а продукция пользуется спросом не только в нашей стране, но и в Китае, Европе, и даже Америке.

Автору этих строк судьба предоставила возможность работать рядом с Виктором Ивановичем в 1980 – 1990 гг. На кафедре, где я в то время преподавал, мы со студентами-дипломниками разработали и изготовили стенд для исследования микроперемещений сопла генератора монодисперсных капель. Студенты в дальнейшем остались работать на предприятии у В.И. Безрукова.

Так инновационный бизнес создаёт условия не только для разработки конкурентоспособного продукта, но и даёт возможность студентам учиться, участвуя в творческом процессе решения практических задач. Сотрудничество с В.И. Безруковым в последующем подтолкнуло меня и моих коллег пойти по пути создания инновационного бизнеса на основе того опыта, который мы приобрели за годы работы и учёбы в нашем вузе.

Компания «Технокон», созданная нами в 1994 г., сегодня известна на рынке как поставщик оптико-электронных приборов для контроля и измерений в целлюлозно-бумажной, пищевой и химической промышленности, в городском хозяйстве и энергетике. Все приборы и технологии разработаны и изготовлены при непосредственном участии специалистов, в том числе студентов и аспирантов, так или иначе связанных с нашим университетом. Это позволило дать достойную работу высококвалифицированным и авторитетным учёным вуза в сложные 1990 годы и в какой-то степени сохранить этот потенциал для университета на перспективу.

Создание новых разработок, усовершенствование уже существующих – важнейшие признаки инженерного творчества. Инженер – это главный участник воплощения идеи в конкретный продукт, это специалист, который знает не только технику и технологию, но экономику и организацию производства и производственных отношений. Он умеет самостоятельно и творчески решать практические задачи, в том числе с многовариантной неопределённостью, обладает способностью к изобретательству. Главное – инженер умеет прогнозировать направление развития технического прогресса. Зачастую мы умеем создавать инновационный продукт, но нам необходимо научиться его продавать. Это тоже искусство, и освоить его бывает сложнее.

Инновационная сфера в России основана преимущественно на изобретениях, но не следует думать, что только они могут принести сегодня успех. Наиболее привлекательным источником инноваций являются также научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. Однако, как отмечают эксперты, до конечного продукта и представления его на потребительском рынке они доводятся не всегда.

Стремление завоевать рынок и властвовать на нём – одна из задач бизнеса. Эта цель, как линия горизонта, к которой мы хотим приблизиться, но она всегда от нас удаляется. Инновации создаются творчески одарёнными личностями, задача бизнеса – помочь этим инновациям завоевать рынок. Необходимо создавать бизнес-среду, которая будет инициировать молодых и талантливых. Всемирно известные изобретатели, такие как Томас Альва Эдисон, Элиху Томсон, были в первую очередь участниками инновационного бизнеса.

Молодые и талантливые! Академия ЛИМТУ приглашает вас – студентов старших курсов, аспирантов и выпускников вуза, получивших инженерное образование, пройти обучение на курсах повышения квалификации по программе «Инновационный бизнес и инженерное творчество». Это поможет вам найти себя в бизнесе и на рынке труда.

e2dec94c