Выходит с 1931 года

Университет XXI века От научной идеи к комерческому продукту

Недавно наш вуз стал Национальным исследовательским университетом. Такой статус открывает новые возможности для тех, кто больше не хочет работать «в стол» и собирается довести свою научную идею или изобретение (равно как и дипломную работу, магистерскую диссертацию или диссертацию аспиранта) до коммерческого внедрения.

Важной задачей для предпринимательского вуза является задача формирования предпринимательского мышления в научной среде. Прежде всего это означает, что любые гранты, любую работу в рамках НИР и тем более НИОКР авторский коллектив должен рассматривать как возможность создать коммерческий продукт и начать зарабатывать на рынке, используя свой интеллектуальный потенциал. Если таким образом рассматривать и работу над магистерской диссертацией, дипломом и диссертацией на соискание ученой степени, то вероятность появления успешных коммерческих высокотехнологичных проектов в университете резко возрастет.

Для активизации этого процесса в нашем вузе начали проводиться образовательные курсы для сотрудников, аспирантов и студентов старших курсов по основам предпринимательской деятельности в наукоемких областях.

Более четырех лет назад в университете по инициативе нескольких активных представителей студенческого сообщества была создана инновационная студия «QD». Она объединила студентов и аспирантов различных вузов, которые хотели не только получить высшее образование, но достичь статуса предпринимателей, развивающих свой собственный бизнес в области высоких технологий.

Оглядываясь назад, можно с уверенностью сказать, что коллектив студии «QD» прошел успешный путь: от студенческой тусовки «по интересам» до полноценного бизнес-инкубатора. Усилиями студии «QD» и членов Клуба выпускников ИТМО был создан инвестиционный фонд для поддержки перспективных проектов. В настоящее время «QD» является межвузовским студенческим бизнес-инкубатором и располагается на территории Учебно-научно-инновационного комплекса на Биржевой линии, д. 14–16. В распоряжении бизнес-инкубатора «QD» просторные помещения мансардного этажа, оборудованные современной техникой.

Статус НИУ многое изменил в университете. У сотрудников появился интерес к процессу коммерциализации наукоемких технологий, к тем возможностям, которые открываются перед ними при создании компаний на основе их собственных научных разработок. Привычка первыми отвечать на требования рынка сыграла свою роль, и команда бизнес-инкубатора «QD» в порядке инициативы создала творческий коллектив для разработки учебного курса «От научной идеи к коммерческому продукту».

Главная проблема, с которой повседневно приходится сталкиваться сотрудникам бизнес-инкубатора – отсутствие у представителей университетской среды предпринимательского мышления. Научные сотрудники, решая ту или иную проблему, видят своей конечной целью не коммерческую реализацию своих разработок, а получение гранта, публикацию статьи в реферируемом журнале, выполнение кафедрального плана и т. п. Другими словами, удовлетворяют свое любопытство за государственный счет – если выражаться словами киногероя.

В большинстве случаев после достижения такой цели научные результаты ложатся на дно ящика письменного стола или замирают безмолвными байтами информации на жестком диске. «Что с ними еще делать?» – удивленно спрашивают молодые аспиранты и пожилые профессора. Дать ответ на этот вопрос – именно такую задачу поставили перед собой разработчики курса и сотрудники бизнес-инкубатора.

Задача очень интересная, но и непростая. Тут пригодился опыт наших сотрудников, приобретенный ими за время стажировки в Университете Беркли (Калифорния). В течение нескольких лет команда QD успешно вела курсы по технологическому предпринимательству, названные студентами «E-ship» (от англ. entrepreneurship – предпринимательство). Они были созданы специально для студентов нашего университета и других вузов, которые изначально входили в «тусовку» QD.

В рамках этого курса студенты получали конкретные навыки и знания по поиску и валидации идей, маркетингу в технологическом бизнесе, различным методологиям разработки продуктов и привлечению венчурного капитала. Учебный процесс получился очень увлекательным, с ярко выраженной практической направленностью. Однако аудитория слушателей курса состояла целиком из студентов, а это всего лишь небольшая часть тех, кто бы мог заниматься коммерциализацией научных результатов. Необходимо было вовлечь в процесс и профессорско-преподавательский состав.

Основной целью курса «От научной идеи к коммерческому продукту» стало повышение квалификации научных сотрудников, аспирантов и магистров в области коммерциализации результатов научных исследований и разработок. Команда «QD» и созданный специально авторский коллектив изначально стремились сделать учебную программу максимально интересной как для студентов, так и для преподавателей и научных сотрудников.

Справиться с этой непростой задачей помогли Н.Р. Тойвонен, проректор по развитию проектной деятельности, М.В. Сухорукова, директор межвузовского студенческого инкубатора «QD»; А.Ф. Казин, начальник управления по развитию проектной деятельности, а также декан факультета инновацион-но-технологического бизнеса Академии народного хозяйства при Правительстве РФ В.Г. Зинов и директор по дипломному проектированию слушателей программ МВА Стокгольмской школы экономики в России И.И. Дюков. Именно слаженная работа таких высококлассных специалистов со стороны науки и бизнеса позволила создать актуальный курс.

Слушатели курсов за обсуждением очередной темы на семинарском занятии

Начальные занятия были посвящены введению в предпринимательство в сфере высоких технологий и инфраструктуре ИТМО как хорошей базе для коммерциализации научных разработок. К сожалению, не всегда научные сотрудники знают, какими ресурсами располагает их вуз и как можно эти ресурсы использовать максимально эффективно. В процессе занятий – семинаров – слушатели приобретали знания о методах оценки коммерческого потенциала научно-технических разработок, о способах исследования рынка и инструментах маркетинга. Эти знания необходимы для коммерциализации любого проекта.

Специфика курса требовала включения в учебный план тех вопросов, которые волнуют слушателей именно сейчас – на первой стадии работы, поэтому в программу вошли занятия по правовым основам деятельности научных коллективов и отдельных авторов, по защите и управлению интеллектуальной собственностью как основным результатом труда научных сотрудников. Отдельное внимание было уделено вопросам проектного менеджмента и фандрайзинга. В условиях современной экономики эти знания необходимы для любого ученого-изобретателя.

Завершили курс занятия по клиентоориентированным методологиям разработки высокотехнологичных продуктов и написанию технико-экономического обоснования проекта. Таким образом, в рамках семинаров-занятий был рассмотрен цикл коммерциализации научных разработок – от идеи до первичного бизнес-плана. Особо следует сказать о формате занятий. Семинары вели двое, а иногда и трое преподавателей. Имея зачастую различные взгляды по тому или иному вопросу, они вовлекали слушателей в оживленную полемику – в спорах рождается истина. Новый материал иллюстрировался примерами из личного опыта сотрудников бизнес-инкубатора «QD» и с помощью бизнес-кейсов на примере как известных западных компаний, так и проектов, развивающихся у нас.

Отдельные занятия проходили с участием приглашенных лекторов – компетентных специалистов в той или иной области. Так, семинары по проектному менеджменту вел Ф.А. Казин, по интеллектуальной собственности – начальник Центра экспертизы проектов Н.О. Яныкина. Об особенностях инновационной инфраструктуры ИТМО слушателям курса рассказал проректор Н.Р. Тойвонен. Все слушатели отмечали высокий уровень приглашенных спикеров.

Александр НЕКРАСОВ, гр.5212:
Курс позволил приобрести навыки и структурировать знания в области коммерциализации и продвижения продукта. Занятия проходили очень динамично благодаря увлеченности и высокой квалификации преподавателей.

Анна КАСЬЯНОВА, гр.5212:
Важно осознать, что даже оформленный проект – это лишь часть на пути его воплощения в реальность. Необходимо быть юридически и экономически подкованным и ориентироваться на потребителей. Эти знания дает «QD».

Ю.Б. ПОРОЗОВ, доцент кафедры ММ:
Приобрел новые знания в области, в которой только начинаю работать. Занятия рекомендуются для людей, которые задумываются над тем, как развить свои идеи и увидеть результат, в том числе и на своем банковском счету.

Т.А. ВАРТАНЯН, профессор кафедры ОФиСЕ:
Для меня главным в этом курсе была возможность познакомиться с молодыми людьми, которые стремятся к работе, связанной с техническим творчеством и использованием результатов научных исследований, выполненных в нашем университете.

Что же дальше? Коллектив бизнес-инкубатора «QD» намерен улучшать качество курса и увеличивать его объем, основываясь на обратной связи, полученной от слушателей.

Продолжая тему создания новых образовательных программ по коммерциализации научных разработок и технологическому предпринимательству, нельзя не упомянуть о новом магистерском корпоративном факультете (МКФ). Первого сентября он откроет свои двери для магистров, которым предстоит стать специалистами новой волны, сочетающими в себе предпринимательский дух и академичность исследовательских подходов высшей школы.

Факультет и реализуемые им магистерские программы имеют принципиальные отличия от действующих в России. С первого дня магистрам придется заниматься как изучением теоретических основ технологического предпринимательства, так и ведением своего собственного бизнес-проекта. Именно такой формат обучения должен способствовать подготовке высококлассных специалистов для развития инновационных проектов. Новый факультет использует в своей деятельности ресурс бизнес-инкубатора «QD», а это значит, что студенты МКФ будут работать рядом с уже сформиро-вавшимися командами, имеющими опыт в развитии собственных проектов. Команда бизнес-инкубатора «QD» будет работать с магистрантами в том же формате и с теми же требованиями, как и с резидентами бизнес-инкубатора, разжигая предпринимательский задор в глазах, но оставляя холодной голову для принятия правильных бизнес-решений.

e2dec94c