Выходит с 1931 года

Университет XXI века НИУ – университет возможностей

Технологический университет Мюнхена называет себя «университетом возможностей». А какие возможности открываются перед НИУ ИТМО? Посмотрим, что общего между исследовательскими университетами России и Европы.

Стремительный переход от сырьевой экономики к экономике, построенной на знаниях, обусловливает формирование новой группы университетов – исследовательских. Они широко распространены и активно развиваются в США и Европе, в последнее время начали появляться в России.

Исследовательские университеты как крупнейшие центры науки и инноваций активно поддерживаются государством посредством реализации национальных программ и проектов. Интересные параллели можно провести между программами поддержки исследовательских университетов России и Германии. Как известно, программа по «Созданию и развитию сети национальных исследовательских университетов России» стартовала в 2009 г. Основной задачей государственной поддержки института НИУ является вывод на мировой уровень образовательных организаций, способных взять на себя ответственность за сохранение и развитие кадрового потенциала науки, высоких технологий и профессионального образования, развитие и коммерциализацию в РФ высоких технологий. Категорию НИУ получили в 2009 г. 14 вузов, в 2010 г. – 15. Программа поддерживается Министерством образования и науки РФ. Бюджетное финансирование на поддержку вузов оказывается в течение пяти лет. За этот период каждый вуз-НИУ получит до 1,8 млрд. руб.

Программа трансформации и развития научной системы Германии и, в частности, поддержки немецких исследовательских университетов (англ. «Excellence Initiative») стартовала в 2005 г. Ее цель – повышение уровня и конкурентоспособности научных исследований и разработок в Германии, привлечение международного внимания к значительным достижениям немецких университетов и научной общественности. Программа поддерживается Немецким исследовательским фондом (англ. «German Research Foundation») и Комитетом по науке (англ. «German Council of Science and Humanities»). Финансирование по программе осуществляется в течение пяти лет в рамках трех базовых направлений: поддержка молодых ученых и исследователей; поддержка современных исследований посредством развития кластеров; повышение уровня университетских исследований. За два конкурсных раунда (в 2006 и 2007 гг.) было поддержано 85 проектов 50-ти университетов Германии, которые в общей сложности в течение пяти лет получат финансирование в размере 1,9 млрд. евро.

Одним из участников программы «Excellence Initiative» является исследовательский университет – Технологический университет Мюнхена (нем. «Technische Universität München») (далее – TUM). Опыт его развития крайне интересен, поскольку программы развития наших вузов во многом перекликаются. Бюджет проекта, направленного на развитие исследовательского университета TUM на пять лет с 2006 по 2011 гг., составляет порядка 56 млн. евро. В основе стратегии развития TUM лежат принципы предпринимательского университета. Напомним, на этой же идее базируется концепция развития СПбГУ ИТМО.

Лозунг университета TUM: «Максимум индивидуальной свободы исследователя в сочетании с развитой научной инфраструктурой и системой управления, ориентированной на поддержку и развитие исследований». Из лозунга видно, что основа исследовательского университета – творческая активность и свобода исследователей; развитая инфраструктура и система поддержки научных исследований и разработок (оборудованные лаборатории, развитые финансовые инструменты поддержки и пр.); подготовленный административный персонал, стимулирующий развитие научных исследований и коммерциализацию разработок, оказывающий грамотную консультативную и иную поддержку. Ученые, исследователи и менеджеры исследовательского университета совместно создают конкурентоспособную продукцию на рынке научно-исследовательских, инновационно-предпринимательских, образовательных услуг. Не стоит об этом забывать при развитии нашего университета.

Ключевой целью развития университета TUM является повышение уровня научных исследований и разработок до мировых стандартов. Подобная цель стоит и перед СПбГУ ИТМО: не просто достичь уровня ведущего национального центра в области информационных и оптических технологий, а стать крупным исследовательским центром международного значения.

Схожие цели определяют относительную схожесть концепций развития двух исследовательских технических университетов. Программа развития СПбГУ ИТМО базируется на принципах совершенствования научно-исследовательской (1), инновационной (2) и образовательной деятельности (3), развития кадрового потенциала (4) и международной деятельности (5), совершенствования системы управления вузом (6).

В основе концепции развития университета TUM лежат пять ключевых направлений:

  • развитие научно-исследовательской инфраструктуры (перекликается с приоритетами (1), (2) СПбГУ ИТМО);
  • развитие комплексной системы поддержки исследовательской деятельности (перекликается с (1), (2), (4));
  • внедрение принципов гендерного равенства исследователей (некоторые идеи можно найти в приоритете (4) СПбГУ ИТМО);
  • формирование предпринимательской культуры (приоритеты (2), (3), (4), (6));
  • внедрение инструментов устойчивого развития TUM (приоритеты (1) – (6)).

Рассмотрим детальнее опыт построения исследовательского университета TUM, который может быть использован в ходе реализации программы развития СПбГУ ИТМО.

В 2005 г. в университете TUM был создан Институт современных исследований с целью формирования среды международного общения и междисциплинарного диалога исследователей. Институт организует тематические встречи исследователей, круглые столы, оказывает финансовую поддержку исследовательским проектам, в том числе проектам обмена и приглашения исследователей, содействует формированию исследовательских консорциумов и т. д. В целом Институт выступает своего рода «платформой для обмена знаний» сильнейших исследователей вуза, бизнес-компаний, зарубежных организаций.

Комплексная система поддержки исследовательской деятельности университета TUM базируется на трех принципах: привлечение сильных абитуриентов в вуз, поддержка студентов и молодых исследователей, привлечение и стимулирование высококвалифицированных исследователей и преподавателей. Подобные шаги предпринимаются с целью повышения исследовательского и инновационного потенциала вуза.

В частности, в университете развивается система привлечения и отбора лучших абитуриентов на основе комплексной работы:

  • учителей некоторых партнерских школ приглашают принимать участие в образовательной и научной деятельности вуза с целью последующего повышения качества подготовки школьников;
  • студенты, проходя педагогическую практику, работают со школьниками и передают им полученный опыт и знания, стимулируя таким образом их интерес к науке;
  • Центром компетенций университета организуются и проводятся мероприятия по повышению общественного внимания, в том числе внимания школьников и их родителей, к науке и научным исследованиям.

Кроме того, в университете TUM в рамках программы «Excellence Initiative» активно совершенствуется система поддержки студентов и выпускников. Центр карьеры устраивает ежегодный форум вакансий для обучающихся и выпускников. В ближайшем будущем планируется:

  • реализация тьюторских программ для студентов с привлечением выпускников;
  • организация регулярных встреч выпускников и мероприятий по планированию карьеры и трудоустройству студентов с участием выпускников;
  • создание международных «желтых страниц выпускников университета TUM», содержащих контактную информацию выпускников;
  • активизация и развитие партнерских отношений с представителями профессионального и бизнес-сообщества.

Особое внимание уделяется в университете TUM формированию благоприятных условий для привлечения и «удержания» в вузе наиболее сильных, высококвалифицированных профессоров. Одновременно с этим ужесточаются критерии отбора преподавателей и требования к их квалификации. В университете TUM реализуется пилотный проект с привлечением профессиональных консультантов, в ходе которого апробируются методики и техники подбора и приема высококвалифицированного персонала, активно применяемые в бизнес-компаниях, с использованием инструментов квалификационной оценки персонала. Почетные профессора, вышедшие на пенсию, активно поддерживаются университетом. Они выступают экспертами в разных научных областях и участвуют в ходе различных дискуссий, организуемых Институтом современных исследований. Им оказывается организационная и финансовая поддержка для участия в конференциях, конгрессах и т. п.

В университете TUM признается, что успех вуза зависит не только от сильных исследователей, но и от высококвалифицированной администрации, формирующей условия для эффективной научно-исследовательской и инновационной деятельности. В этой связи одной из задач является построение эффективной сервисо- и научно-ориентированной системы управления вузом. Для этого систематически организуются курсы повышения квалификации управленческого персонала на срок до шести месяцев в ведущих мировых научно-образовательных центрах. Созданный Центр корпоративных коммуникаций проводит комплексную работу по формированию единой коммуникационной системы по работе с целевыми группами университета, развитию корпоративной, предпринимательской культуры и формированию международного бренда университета TUM.

Посредством развития соответствующих структурных подразделений (например, «Департамента гендерных исследований в инженерных науках») и финансовых инструментов (Фонд гендерных исследований, Фонд профессиональной поддержки и повышения квалификации женщин после отпуска по уходу за ребенком и др.) в университете TUM активно развивается система поддержки и внедрения принципов гендерного равенства исследователей. Миссия университета TUM – стать самым привлекательным техническим университетом Германии для студенток и женщин-исследователей.

Крайне важной составляющей концепции университета TUM является разработка и внедрение инструментов устойчивого развития. В этой связи реформирование университета происходит в следующих направлениях:

  • диверсификация источников финансирования: университет TUM стал первым в Германии государственным вузом, успешно внедрившим систему фандрайзинга (от англ. «fundraising» – привлечение средств) и учредившим собственный Департамент фандрайзинга в 1999 г;
  • трансформация системы поддержки и развития коммерциализации результатов научных исследований и разработок: в настоящий момент модернизируется вузовский Центр продвижения исследований и транфера технологий, ориентированный на повышение качества результатов научных исследований и разработок и оценку их коммерческого потенциала с привлечением экспертов (патентных юристов, представителей Патентного ведомства Германии, Европы, Европейского патентного суда);
  • становление университета в качестве ключевого проводника социальных услуг: университет собирает информацию о потребностях бизнеса и общества в проведении исследований и разработок; активно привлекает отдельных исследователей и компании к научно-исследовательской деятельности.

Таким образом, сходства концепций развития университета TUM и СПбГУ ИТМО очевидны. СПбГУ ИТМО так же ориентирован на совершенствование системы управления вузом, развитие научно-исследовательской инфраструктуры, формирование системы стимулирования молодых исследователей. Уже сейчас в вузе происходит смена квалификационных требований к научно-педагогическим работникам, начинаются процессы формирования предпринимательской культуры, создания системы фандрайзинга и проектной деятельности. СПбГУ ИТМО может и должен стать университетом возможностей для абитуриентов, студентов, выпускников, молодых исследователей, почетных профессоров и всех, заинтересованных в развитии исследований и разработок в области информационных и оптических технологий.

e2dec94c