Выходит с 1931 года

Университет XXI века И тебя сосчитали...

При поступлении в университет каждый абитуриент заполняет анкету, в которую вносит многочисленные сведения о себе. Эта начальная информация о будущем студенте, а возможно, аспиранте или преподавателе нашего вуза будет накапливаться в «личном кабинете» и характеризовать его деятельность.

Современную жизнь не представить без баз данных и информационных систем. Они упрощают нам выполнение мно-гих, порой очень сложных, задач. У нас существует и непрерывно развивается информационная система университета (ИСУ). Ее основы начали закла-дываться еще в 70-е го-ды прошлого века. Она развивалась и модернизировалась в соответствии с новыми технологиями, увеличением объема решаемых задач, расширением аппаратных возможностей.

На сегодняшний день это многие гигабайты хранимых и обрабатываемых данных, используемых при решении множества задач как административных, касающихся управления университетом, так и учебных, относящихся к организации процесса обучения.

Вся информация о человеке, поступающем в университет или оформляющемся на работу, становится частью единой базы данных ИСУ. Теперь подавляющее большинство официальных событий, например, получение оценки или зачета, перевод на следующий курс или новое место работы, назначение стипендии и др., будут осуществляться с ее помощью и отражаться в единой базе данных. Сотрудники деканатов, отдела кадров и других ключевых отделов ежедневно работают с ИСУ, поддерживая актуальным ее содержимое и добавляя в нее новую информацию.

Единая база данных ИСУ является центром информационной среды университета. Посредством репликации (автоматического обмена данными) она взаимодействует с другими информационными системами вуза, такими как центр дистанционного обучения и библиотека. Данные передаются также на вахту (для системы контроля прохода в университет) и на портал вуза.

Так, например, перевод студента из группы в группу, выполненный сотрудниками деканата через приложение ИСУ, на следующий день отражается в системе ЦДО, а полученные студентами в ЦДО баллы в определенный момент становятся доступными сотрудникам деканата.

Использование единой базы данных позволяет исключить серьезную проблему их противоречивости, возникающую при одновременной работе нескольких систем. Иными словами, ввод и изменение данных всегда происходит в одном месте, тогда как их обработка может выполняться в любой точке информационной среды университета.

Несмотря на то, что студенты и сотрудники вуза в любой момент могут получить доступ к части данных, обрабатываемых в ИСУ, а также на наличие набора удобных сервисов, предоставляемых на корпоративном портале http://cis.ifmo.ru, он не соответствует современным требованиям по интерактивности работы с пользователями. Решением этой задачи занимается коллектив Центра информационных систем.

В ближайшее время у каждого студента, аспиранта или сотрудника вуза появится возможность доступа и оперативного контроля за своими личными данными, размещенными на корпоративном портале университета в «личном кабинете». Будут обеспечены возможности по вводу дополнительных сведений, например, данных о публикациях, участии в семинарах и конференциях и пр. Причем, если эта информация уже была введена при работе с другими системами, то повторного ввода не потребуется. Занесенные в ИСУ данные в дальнейшем могут быть использо-ваны при анализе текущей деятельности университета и планировании будущей.

Сотрудники ЦИС (слева направо): Андрей Иванычев (гр.4105), программист; В.С. Черемухин, директор; Д.А. Дорохин, ведущий программист; П.А. Беликов, программист

В связи с тем, что пользователями ИСУ фактически являются все студенты и большинство сотрудников университета, особое внимание уделяется разграничению доступа к данным и безопасности работы с ними. Все действия, происходящие в системе, протоколируются таким образом, чтобы в случае внештатных ситуаций предотвратить несанкционированный доступ, искажение, потерю и утечку данных.

В ИСУ решаются задачи, связанные не только с учебным процессом, но и в целом с оперативным управлением университетом: формирование приказов, планирование финансовой и экономической деятельности, расчет заработной платы и средств за контрактное обучение, подготовка всевозможных отчетов в министерства и ряд других задач. Их количество постоянно увеличивается, а функциональность существующих подсистем динамично корректируется под изменяющиеся условия работы.

Основная цель, которая ставится перед информационной системой университета, это предоставление каждому ее пользователю набора инструментов для максимально быстрого получения нужной ему информации для решения задач, возникающих в ходе учебы и работы. Достижение этой цели зависит от пользователей, вводящих и контролирующих данные, и разработчиков, создающих инструментарий.

e2dec94c