Выходит с 1931 года

Это актуально Ксенофобия — феномен современной России?

Прежде, чем попытаться ответить на поставленный вопрос, напомню значение понятия ксенофобия. Во-первых, это навязчивый страх перед любыми незнакомыми людьми. Во-вторых, это враждебность, нетерпимость ко всему чужому, непривычному, иностранному. Именно во втором смысле термин ксенофобия все чаще используется сейчас, когда речь идет о серьезных конфликтах на этнической или конфессиональной почве. Обращает на себя внимание тот факт, что объектами враждебных настроений и действий при этом являются не все иностранцы вообще, а представители определенных этнических или религиозных групп. При этом любое проявление ксенофобии основывается на противопоставлении «нам» «их», других по внешнему виду, образу жизни…

Естественно, возникает вопрос, чем объясняется активизация ксенофобских настроений в современном российском обществе. Если обратиться к истории нашей страны, особенно после ее превращения в многонациональное государство в результате активной завоевательной политики и колонизации новых территорий (XVIXVII вв.), можно наблюдать всплески ксенофобии как на уровне обыденного сознания, так и в виде определенной внутренней политики.

Так, например, в годы правления Александра II с ростом студенческого движения и появлением террористических организаций было связано широкое распространение антипольских настроений среди российского населения. После восстаний 1830 1831 гг. и 1863 г. поляки в глазах общественного мнения были наименее лояльными российскими подданными, и главную роль в формировании подобного мнения, конечно же, сыграло правительство, которое имело возможность распространять информацию через православную церковь, являвшуюся официальным государственным институтом, выполнявшим и полицейские функции. В стране, в которой около 90% населения было неграмотно, слово священника, звучавшее в храме, было истиной в последней инстанции. Учитывая непростые отношения между православной и католической церквями, необходимо отметить, что принадлежность поляков к последней, порождала еще большие подозрения по отношению к представителям этого народа.

В связи с этим не приходится удивляться, что и в студенческих волнениях, и в петербургских пожарах 1862 г. молва обвиняла поляков, и, судя по свидетельствам современников, на петербургских улицах предпринимались попытки учинить самосуд над лицами, вызывавшими соответствующие подозрения.

Нельзя забывать о том, что подданные Российской империи, не принадлежавшие к официальной православной церкви, находились в государстве под особым контролем департамента иностранных исповеданий Министерства внутренних дел. Государство было озабочено тем, чтобы как можно боль шее количество подданных было подконтрольно Синоду. Для этого российским законодательством была предусмотрена система мер, которые должны были способствовать переходу в православие представителей других конфессий (вплоть до налоговых льгот и денежных выплат). Переход же из православия в другую религию являлся уголовно наказуемым деянием.

Таким образом, как это ни парадоксально звучит, в рамках Российской империи, на протяжении длительного времени постоянно увеличивавшей свою территорию за счет земель с нерусским, а главное – неправославным населением, правительством создавались благоприятные условия для противостояния по линии «мы» – «они». «Мы» – это православные, этническая принадлежность играла второстепенную роль. «Они» – это католики, иудеи, мусульмане… В случае каких-либо политических или экономических потрясений это позволяло легко найти виновников сложившейся ситуации: таковыми оказывались люди с другим мировоззрением и образом жизни, другие… Как это ни печально, но слово «погром» пришло в другие языки из русского. С точки зрения политической целесообразности, как она тогда понималась, проще было найти внутреннего врага, «другого»; можно вы пустить пар и нет необходимости искать истинные причины плохой жизни (а человек по природе склонен оправдывать себя и считать виновником личных несчастий кого-то другого).

Мне хотелось бы продолжить свои размышления по обозначенной проблеме. Для того, чтобы последующие публикации более полно отвечали на возникающие у читателей газеты вопросы, направляйте их, пожалуйста, в редакцию. Желающие изложить свое видение проблемы приглашаются к дискуссии.

Ксенофобия – это навязчивый страх перед любыми незнакомыми людьми, враждебность, нетерпимость ко всему чужому, непривычному, иностранному.

В рамках Российской империи, постоянно увеличивавшей свою территорию на протяжении длительного времени за счет земель с нерусским, а главное – неправославным населением, правительством создавались благоприятные условия для противостояния по линии «мы» – «они».

e2dec94c