Выходит с 1931 года

Инновации в образовании ЦДО – наш помощник или камень преткновения?!

О. В. Кузьмина, заведующая кафедройвсемирной истории:

«Наша кафедра уже много лет сотрудничаетс ЦДО. Одними из первых в нашем вузе мы разработали аттестующие тесты по отечественной истории для проверки знаний студентов. С 2000 г. через систему ДО для наших студентов доступна электронная версия учебника по отечественной истории. На сегодняшний день в системе ДО размещены и используются в учебном процессе учебно-методические комплексы (УМК) по дисциплинам «Отечественная история» и «Русский язык. Культура речи», а также аттестующие тесты по дисциплине «Риторика». Наличие таких учебно-методических материалов, учитывая постоянно возрастающую нагрузку на преподавателей, оказывается большим подспорьем при работев условиях балльно-рейтинговой системы оценивания студентов.

Опыт общения с ЦДО, имеющийся у нашей кафедры, позволяет высоко оценить работу сотрудников центра. Особо хотелось бы отметить А.В. Лямина и М.С. Чежина, которые всегда оперативно решают проблемы, возникающие при работе с новыми учебно-методическими материалами, а, кроме того, дают заряд положительных эмоций. Очень конструктивным является общение с программистом Центра М.В. Плешковой, отвечающей за функционирование УМК гуманитарных кафедр.

В качестве имеющихся проблем можно выделить следующие:

1. Наличие в вузе различных структур, через которые проходят учебно-методические материалы кафедры и ответственность которых чётко не определена (по крайней мере, для нас). Кафедре было бы гораздо проще и удобнее работать напрямую с ЦДО, что позволило бы экономить интеллектуальные и физические силы, так необходимые при работе со студентами.

2. Хотелось бы высказать пожелание об организации сотрудниками ЦДО семинаров для преподавателей, на которых можно было бы познакомиться со всеми возможностями системы ДО, методами наиболее рационального проставления баллов в электронный журнали т.п. Особенно важным это представляется при введении таких новшеств как модульная или балльно-рейтинговая система. Конечно, сотрудники Центра (особенно М.С. Чежин) никогда не отказывают нам в индивидуальных консультациях, но проведение таких семинаров или издание соответствующего методического пособия позволило бы и преподавателям обращаться к специалистам Центра только в крайних случаях

В заключение – несколько слов в адрес студентов. Уважаемые студенты, за огромным количеством учебно-методических материалов, размещённых в нашей системе ДО, стоит очень напряжённая работа преподавателей многих кафедр и специалистов ЦДО. Выдолжны максимально использовать предоставляемые вам возможности, планировать своё время так, чтобы не откладывать работу с обучающими тестами и сдачу аттестующих тестов на последние недели модуля или семестра. В противном случае вы можете не набрать искомого количества баллов, но это будет именно ваша проблема, а не проблема ведущего преподавателя или ЦДО. Желаю вам конструктивной и эффективной работы в системе ДО!»


А.Г. Кривошеев, доцент кафедрыТиПМ:

Считаю, что дистанционное обучениедля вуза просто необходимо. Оно позволяет более глубоко проверять уровень знаний студентов, ведь не всегда преподаватель в течение занятий успевает опросить всех».


Н.Н. Фомина, заведующая кафедройкультурологии:

«Интерес к применению дистанционных технологий в процессе преподавания культурологии начался с момента создания кафедрыв 1995 г. Создание ЦДО позволило нам максимально реализовать педагогический потенциал преподавателей кафедры. Мы прошли в своем взаимодействии разные этапы: от созданияи применения аттестующих тестов для контроля знаний студентов до создания электронного учебно-методического комплекса по культурологии.

Наше сотрудничество с ЦДО и его сотрудниками способствовали тому, что преподаватели кафедры – гуманитарии – смогли освоить информационные технологии и достаточно свободно применять их в своей преподавательской и научной деятельности, общении со студентами, освоении системы мониторинга.

Особенно важно то, что и руководство ЦДО – А.В. Лямин и М.С. Чежин, и программисты, с которыми мы работали и работаем – Н. Дударенко и М. Плешкова всегда относятся к нам с пониманием.

Конечно, в деятельности ЦДО есть промахи, ошибки, недочеты, но это не снижает высокой оценки их работы. Общаясь с коллегами из других вузов, нам приходится слышать, что они не могут найти взаимопонимание с сотрудниками аналогичных отделов в своих вузах. Видимо, нам повезло»


Н.Е. Каменская, доцент кафедрывсемирной истории:

«Проводя занятия со студентами, я часто имею дело с системой ДО, которая создает новое направление обучения и использует возможности информационно-коммуникативных технологий, что соответствует задачам нового, XXI века. Для преподавателя особенно важны такие возможности ЦДО, как получение информации о процессе обучения каждого студента, формирование пакета УМК поспециальности, тестирование студентов по изучаемому предмету, создание фонда электронных учебных пособий. Следует признать, что коллектив ЦДО смог создать технологическую и методическую основу для обучения и проверки знаний студентов по технологии ДО.

Система ЦДО помогает мне более объективно оценивать знания студентов в группах, в которых я преподаю, позволяет иметь представление об успехах или неудачах в учебе конкретного студента. Хочется упомянуть добрым словом М.С. Чежина, который всегда оперативно отвечает на мои вопросыи старается в сжатые сроки устранять неполадки, связанные с работой в электронных журналах. Желаю системе ЦДО дальнейшего развития!»


Т.А. Павловская, профессор кафедры ИПМ:

– Татьяна Александровна, расскажите, пожалуйста, о своем отношении к Центру дистанционного обучения.

– На самом деле, мне очень сложносудить о работе ЦДО, потому что я знаю, каким трудом создавалась эта система. Недостатки,несомненно, есть. Одним из самых существенных является то что система часто виснет и студенты (не по своей вине) могут получить при тестировании низкие оценки. Это очень обидно. Система, конечно не очень дружественная в плане того, что педагог может подсказать, что-то простить, а в ЦДО как ты ни сдавай, подсчет ведется машиной. Если ты допустил ошибки, по каким-либо причинам «натыкал» неправильно, тут уже ничего не поделаешь. Но мне нравится то, что студенты вынуждены что-то делать сами, без преподавателя, а самостоятельная работа – это самое главное, чему должен научиться студент.

–Насколько на ваш взгляд эффективен контроль в этой системе?

– Это очень зависит от тестов, составляемых преподавателями.

–То есть компьютерная составляющая здесь не при чем?

– Я считаю, что компьютер вноситчисто психологическую часть, а контент, как сейчас модно говорить, целиком зависит от преподавателя. И я, как человек, который уже много лет занимается составлением тестовых вопросов, знаю, как тяжело составить «адекватные» вопросы. Они не должны быть поняты двусмысленно. Часто бывает, что преподаватель, составляющий вопрос, думает об одном, а студент, читающий его, может понять совершенно по-другому. Отсутствие двусмысленности, четкость формулировок, отсутствие опечаток и ошибок – за этим всегда нужно внимательно следить.

– У Вас есть какие-либо пожелания к работе Центра или его сотрудникам?

Я желаю им здоровья. Я работала и с Андреем Владимировичем Ляминым, и с Михаилом Сергеевичем Чежиным, и с другими исключительно умными и добросовестными сотрудниками ЦДО, и всем им ямогу пожелать только здоровья и терпения! А вопросы конкретных улучшений работы системы мы успешно решаем в рабочем порядке.


Л.С. Лисицына, заведующая кафедрой КОТ:

– Людмила Сергеевна, что Вы можете сказатьо работе ЦДО?

– Мне посчастливилось быть первым директором ЦДО. Я считаю, что в настоящее время Центр является одним из лучших и успешных структурных подразделений нашего университета. Там работает очень хороший коллектив. И подтверждает этот факт награда, которой была удостоена в этом году разработанная коллективом центра информационно-образовательная среда AcademicNT как «Лучшая корпоративная система дистанционного обучения».

– Вы полностью довольны работой системы?

– Да. Мы работаем, в том числе, с бально-рейтинговой системой оценивания успеваемости студентов и она работает как часы. Я сама вношу результаты тестирования и могу это подтвердить.


М.В. Успенская, доцент, заместитель деканаИФФ:

Майя Валерьевна,что Вы можете сказать по поводу работы ЦДО?

– У меня достаточно положительное мнение о нашем Центре. Благодаря ЦДО у нас получены неплохие результаты. Единственное, если бы все могли и, главное, умели им пользоваться, включая преподавателей, тогда бы вопросов не возникало.

– Есть ли у Вас конкретные пожелания к работе центра?

– Пока нет. В принципе, мы всегда находим общий язык.

То есть, вы невидите никаких проблем в плане организации контроля преподавателями работы студентов?

– У нас обсуждались вопросы, касающиеся непосредственно совместителей. Возникают сложности, когда человек, например, уволился, а у другого преподавателя нет данных для доступа. Хотелось бы каким-то образом разрешить подобные проблемы.

– Как Вы считаете, насколько эффективен контроль успеваемости с помощью тестовых заданий?

– Я считаю, что совершенно неэффективен, особенно для естественных наук, к которым относится и химия. Это не математика, где решили конкретный пример и все выяснили. Контроль знаний по естественнонаучным дисциплинам должен проходить в виде непосредственного диалога преподавателя и студента. Но это уже недостатки системы тестирования в целом.

А конкретно ЦДО Вы ставите оценку «плюс»?

– Да, однозначно «плюс».


Среди студентов нашего вуза винтернете был проведен опрос о работе ЦДО. К сожалению, у многих из них работа Центравызывает негодование и непонимание, зачем вообще он нужен? У некторых – скорее улыбку. Однако и те, и другие едины в одном: ошибки и недоработки есть, и их следует устранять. Публикуем некоторые из ответов студентов.

Что же больше всего волнует ребят? Прежде всего, студенты задаются вопросом, соответствует ли ЦДО своему назначению? Многие сомневаются даже в существовании функции дистанционного обучения как таковой.

fmc: «Если говорить о ЦДО толькокак о системе сдачи тестирований, то идея прохождения тестов вместо сдачи проверочных работ преподавателю мне нравится, но реализация ее оставляет желать лучшего. А еслиговорить о ЦДО как о центре дистанционного обучения, то не совсем понятно, что,собственно, там происходит дистанционно – запись на тестирование?»

Антон Старовойтов: «Единственное,что надо отметить, ЦДО как центр дистанционного обучения не выполняет ничего дистанционнои никого не обучает. Половина ссылок на электронные учебники нерабочие. Например:«Дистанционные курсы/Высшая математика/Лекции А.В. Степанова по математике».

Вторым «камнем преткновения»для студентов, имеющих опыт работы с ЦДО, стала необъективная оценка знаний с помощьютестов. В первую очередь это проявилось в открытых формах тестирования, где необходимосамостоятельно ввести правильный ответ.

random: «Обидно, когда компьютервыдает сообщение о неверном ответе и рядом пишет правильный ответ – тот же, чтоввел я».

schwarz: «Отвечаешь “да”, а онговорит: “К сожалению, вы ошиблись. Правильный ответ “да” . Существуют недоработкии с самостоятельным введением ответа».

Stig: Система тестов ЦДО необъективнооценивает знания. Я вообще не люблю тесты. Можно наловчиться их сдавать, но этоне значит, что ты действительно что-то знаешь.

Третьей насущной проблемой для студентов стала работа самой системы, а именно: периодические сбои при низкойскорости работы, а также неотображение количества правильных ответов, хотя этот вопрос можно скорее отнести к создателям тестов.

de_to4ka: «Обижают недочетысамой программы ЦДО, когда происходят сбои или неправильно учитываются баллы…Странички долго грузятся, и это очень нервирует и отвлекает, если остается маловремени».

albiorix: «В аттестационномтесте не показывается, правильно ли ответил на текущий вопрос и общееколичество правильных ответов».

schwarz: «При написаниипоследнего обучающего теста по объектно-ориентированному программированиюсистема не комментировала правильность ответа. После каждого ответа рядом с надписью «Правильных» был поставленпрочерк, что давало мне повод думать, что все мои ответы неверны. Однако послетеста в общей сумме баллов оказался максимум. А разве не должно быть указано,какие ответы правильные, чтобы стало понятно, в каких была ошибка?»

Еще одним изъяном,подтверждающим несовершенство ЦДО в условиях внедрения модульной системы, стало несовпадение фактически набранных баллов с формально допустимыми, а также некорректное отображение информации в разделе «Мониторинг».

schwarz: «Как известно, унас есть максимум за модуль и допустимые максимумы за каждый из видов работ.Иногда контрольные суммы не сходятся. Было довольно странное несоответствие,которое приходилось решать посредством получения направлений из деканата. Ясейчас говорю про ситуацию, когда в конкретном предмете по баллам выходит«отлично», а в общем списке предметов в соответствующей строке стоит “хорошо”».

Кроме всеговышеперечисленного студенты отмечают недостатки ЦДО как аудитории и предлагают свои решения.

de_to4ka: «Хотелось бы увидеть несколько приличных скамеек в закутке под лестницей перед аудиторией.Часто бывало так, что пара закончилась, а до теста еще 40 минут. Сидеть на холодных ступеньках мало удовольствия».

schwarz: «Перед самой аудиторией не хватает часов. У некоторых студентов часы спешат, у некоторых отстают. Мне кажется, нам должно быть известно время, по которому начинаются сеансы в ЦДО».

YAGO: «Больше всего не нравитсято, что мониторы настроены плохо: низкая частота обновления. Это приводит к болям в глазах и головным болям».

Тем не менее, несмотря на предъявленные претензии, негативные эмоции вызывает не дистанционное обучение как таковое, а большое количество недоработок и недосмотров в системе ДО.

de_to4ka: «Задумка хорошая, воплощение – не очень… Нравится, что к тестам можно готовиться дома. Примерно посмотреть, какие будут задания... Девушки, работающие в ЦДО, просто молодцы! Всегда вежливые и в целом очень хорошо выполняют свою работу».

Подводя итоги, хотелось бы обратить внимание администрации на обозначенные проблемы и необходимость их устранения. Ведь если все будет работать правильно, без ошибок, а прохождение тестирования станет комфортным (в первую очередь речь о мониторах), то и отношение студентов к системе изменится в лучшую сторону.

e2dec94c